Понятное дело, что большая часть спиннингистов не возьмут в руки косы и грабли, чтобы расчищать травяные заросли, как поступают некоторые поплавочники. Отчасти потому, что лень, отчасти потому, как сложность ловли их не пугает, а лишь усиливает интерес. Как правило «травяные» спиннингисты подстраиваются под сложные условия ловли, подбирая себе оптимальную снасть и выстраивая грамотную тактику ловли.
Спиннинговая ловля на заросших озерах и речках имеет немало преимуществ перед чистыми просторами больших озер водохранилищ. Конечно, эти плюсы бывают и минусами в глазах иного рыбака. Однако как бы то ни было, ландшафт среди зарослей богат хищником, и такое явление просто заставляет ловить в траве. Помимо этого, ловить здесь просто интересно, удачный заброс радует, даже в случае, если и не клюет. Ну а все происходящее видится захватывающим, поскольку вершится буквально на наших глазах.
Да и куда деваться рыбе на наших болотистых и неглубоких озерах, когда в летний период солнце спекает все живое над илистым дном. Заросших озер и речек у нас много, и хотя все они разные, основная картина складывается из полей кувшинок, тростниковых зарослей, их краев на границе глубины и мели, а еще подводной травы. Средние глубины в таких местах достаточно комфортны и для рыбы, и для ловли спиннингом.
Специалисты отмечают, что тростники с камышами доходят до глубин 1.5-2 метра, кувшинки и кубышки образуют край на глубине 2-2.5 метров, а рдест «доползает» до 2.5-3 метровой отметки. И это весьма точный барометр глубины, на которой и стоит ориентироваться спиннингисту.
В летний период на мелких озерах на практике вся рыба, а нас, в первую очередь, интересуют окунь и щука, стоит под прикрытием водорослей. Тем не менее на поле кувшинок точно прогнозировать положение рыб затруднительно. Неактивная рыба, скорее всего, уходит ближе ко дну в самый гущар, а активная стоит в полводы и контролирует прогалы и края водорослей или же совершает набеги в зону чистой воды. В таких условиях более прогнозируема ловля окуня в траве, чем щуки. Полосатый, обычно, больше числом, он нередко собирается в стаи, по этой причине заметен и как будто понятен.
Как правило, выплывая на лодке, есть смысл тут же обловить края растительности с обеих сторон прохода в тростнике. Думаю, что не стоит следовать совету, ставить лодку на чистой воде на дистанции забрасывания до цели. И окунь, и щука в траве бесстрашны и берут под самым бортом. Многие наверняка видели, как целые стаи полосатых выходят за блесной к лодке ничуть не стесняясь. Однако окунь выскакивает недалеко и ненадолго, и как правило еще раз уходит в укрытия.
Мне удобно ставить лодку в 3-х метрах от стены камыша и ловить вдоль нее. В данном случае можно до самого кончика удочки спокойно вести приманку в самом интересном месте – по краю тростника.
Бывает, что окунь меняет традиционные стоянки и как правило добычливый край травы совсем пуст. Так бывает, когда летний период выдается слишком жарким. Вспоминаются прошлогодние рыбной ловли, когда всех окуней удалось поймать только на полуметровой глубине в дырах между травой у самого берега, да еще под ветками деревьев.
Довольно уж добычливыми оказались все эти дыры, прогалины среди стены растений, пусть хоть в треть метра шириной!
Наверняка они служат для окуня не только безупречными местами для засад, однако и как знаки для ориентации в суточной миграции. Именно здесь нередко стоят в засаде самые крупные рыбы. Другое дело, что попасть в цель желательно с первого броска, а в случае, если приходится выдирать блесну из травы, то солидная рыба настораживается и уходит.
Стоит учитывать последующее. Это только весной трава гнилая, сначала лета еще нежная, однако позже просто диву даешься, когда плетенка запросто рвется на пустяковом стебле. Тройник блесны или воблера склонен при зацепе скользить вдоль стебля, зарываясь все глубже в ткань растения. Такое перетягивание каната нередко приводит к обрыву. Можно попробовать раскачать траву, тащить со временем, не торопясь. Хотя бывает, что затем всех попыток все равно приходится сниматься с якоря и грести к зацепу.
Что бы ни портить интересные места, можно снизить вероятность обидных зацепов. Чаще всего в траве ловлю блесной с головкой, чуть позже попробую объяснить почему. Тройник ставлю самый тонкий и не более 14 номера. Представьте себе, даже крупная рыба засекается отлично, никогда не разгибала крючок, да и сходов относительно немного.
А вот при зацепе крючок должен разогнуться. Понравились специальные заводные кольца, пользуюсь ими зимой при ловле на льду. Специальные они не потому, что фирменные, а потому, что в случае, если кусачками убрать 1-2 лишних завитка, оставшиеся полтора вполне удержат рыбу, однако «отпустят» тройник при зацепе.
Как-то пришлось ловить на широкой отмели, сплошь заросшей негустым, однако весьма неприятным для блесны тростником. Как ни старался, блесна на 2-3-ем метре проводки все равно садится на стебель. Вырвать его сил не хватало. Пришлось ловить на одиночный крючок. Тогда не понравилось, однако позднее, весной на другом озере эта идея пригодилась. Ловили с берега и бросали метров на 20, поближе к руслу. Там, в старой многолетней траве провести у дна ни блесну, ни джиг без зацепа было невозможно. Все, что таскали над ней в толще воды – блесны, воблеры, джиги, – щука абсолютно игнорировала. Часа через четыре с тоски поставил груз с офсетным крючком и нацепил червя, спрятав по инструкции жало. Едва волоча по дну эту резину, которой в те годы не слишком доверял, буквально за несколько забросов поймал хорошую щуку, а вторая сошла, порезав часть хвоста приманки. С тех пор черви у меня входят в состав фаворитов.
Почти такая же приятная длина у твистера 6FG фирмы action plastic. Незацепляйки с механическими предохранителями мне не по душе. Первые такие блесны стоили немало, да и слабоватая зацепистость у них по хищнику, долго лежали зря в коробке и породили какое-то предубеждение к себе.
Зато легко с всякими перьями на тройниках. Конечно, в случае, если блесна тяжелая, то перо не спасает, масса приманки куда больше упругости пера. При ловле в прогалах и у края водорослей для успеха нередко нужно утопить блесну до дна буквально на месте, для этого ставлю на блесну головку. Блесна идет вниз – играет, вверх – тоже играет. Такие «качели» могут быть единственным методом, способным выдрать рыбу из щели среди травы. В этот приманке тела на блесне на практике нет, и невесомый тройник с ежиком из жесткого пера отскакивает от преград как правило.
Однако чаще всего спасает просто точный заброс, благо, что бросать далеко не необходимо. Бросишь дальше – леска непременно ляжет на водоросли, или еще хуже – застрянет в вырезе кувшинки и все насмарку.
Заметил, что, несмотря на традиционные рекомендации брать для зарослей плетенку потолще, можно и ей не таскать траву с корнями. Лучшей может стать как раз самая тонкая плетенка. Долго ловил на fireline 4lb, теперь еще больше нравится более крепкая dinacast 0.06 мм. Она просто режет еще не огрубевшую траву.
При ловле в окнах всегда страшит то, что крупная рыбина просто уйдет в траву и все. Когда это приключается и рыба застревает где-то там внизу, тонкий шнур реже «садится» в водорослях, чем толстый, пусть и более прочный. То же так сказать и о вольфрамовых поводках: чем тоньше – тем лучше. Монофильные лески я уже давно сдал на «склад», соотношение их прочности, толщины, жесткости, долговечности – совершенно не устраивает. Можно рассуждать о прозрачности, незаметности, однако думаю, что для спиннинговой плетенки при ловле в зарослях этой проблемы нет. К тому же она хорошо «слышит» всякую траву, попавшую на крючок. Ведь как бывает: старательно выписываешь всякие ступеньки и достаешь, наконец, свой джиг или блесну с пучком травы, который тихонько испортил все дело с самого начала. Однако у всех есть своя личная рецептура.
К примеру, что делать с длиной спиннинга: для травы лучше короткое удочка или длинное? Результаты этих дискуссий могут быть прямо противоположные. Я привык к длинному (2.75 м плюс короткая рукоятка) и мягкому. Считаю, что мелкие приманки он бросает точнее, чем жесткий. Обводить листья кувшинок и стебли камыша тоже удобнее длинным хлыстом. Длинный спиннинг вместе с тем, в случае, если заняться арифметикой, производительнее короткого процентов на 20. Мягкое удочка легче в руке и лучше слышит мелкую приманку. Он также лучше сглаживает рывки рыбы, по этой причине реже случаются сходы и обрывы.
Безусловно, в случае, если вы ловите по-другому, то у вас наверняка будет другое мнение. Однако есть точно один недостаток у описанной удочки. В случае, если рыба рванула от нас – проблемы нет, за счет изгиба кончика крупная щука в траве получит всего лишних полметра, они навряд ли помогут ей. Хуже, в случае, если рыба рванет прямо под лодку. На короткой дистанции в 3-4 метра можно не успеть убрать слабину, и зубастая засядет в траве. В случае, если заглотила приманку абсолютно, еще можно не спеша попытаться вывести ее, бывает, что рыба и сама вдруг вылетает обратно. Однако когда снаружи пасти остались крючки – щука довольно быстро собирает на них траву и срывается с тройника. Однако стоит отметить, в случае, если щука по настоящему крупная, то и мощным спиннингом ее не удержишь. Все происходит слишком быстро, хотя эти неудачи запоминаются дольше, чем реальные поимки рыб.
Ловля на джиг в траве меня не увлекла. Вот когда она только появилась у нас, то было интересно, и на shad minnow ловил в зарослях травы с удовольствием. Хотя любая вторая проводка приносила кусок зелени, все же было легче, чем с обычной блесной. Однако сплошной слой элодеи, поднимающийся до самой поверхности, не пробить и джигу. Однако пробивать далеко не всегда необходимо. В густых зарослях ясно, что рыбу ничем не достать, да и рыба в случае, если и есть у дна, то явно не в активном состоянии.
Хорошо помню подробности одного показательного случая. Запомнилась история не потому, что у нас на воблер никто не ловит. Ловят, причем весьма нередко. А потому, что бывает трудно преодолеть стереотипы ранее удачной ловли. Мы приехали на маленькое озерцо затем паузы в несколько лет. С собой все рабочие приманки, все как хотелось бы. Вышли на воду, а бросать негде. Лучшее место, там, где впадает речка, сплошь заросло травой, лишь 10, максимум 15 см до поверхности остались свободными. И то не везде. Я убрал свои привычные окуневые приманки и съехал на глубину метров 5-6 за щукой, здесь была чистая вода. Однако рыбы, как ни старался, ни нашел. Как правило, она банально не брала? Зато она брала там, у приятеля. Ему пришлось тоже ловить совсем не поскольку планировал ранее. Однако выбор он сделал другой, не в сторону привычной ловли на открытой воде, а просто обловил эту траву единственно возможным способом – на плавающий поверхностный воблер. Лишь когда самая крупная рыбина массой явно за «трешку» вывернулась из рук и ушла, мне чуток полегчало.
Однако данная ситуация не очень-то типична. Имею в виду не мою реакцию, а работу воблера в траве. В надежном укрытии активный хищная рыба довольно внимательно смотрит за поверхностными горизонтами воды. Вполне возможно, чем выше положение рыбы в водяном столбе среди окружающей травы, тем больше она голодна. Однако такое положение вещей наблюдается не всегда, львиная доля хищной рыбы любит стоять у самого донного грунта.
Затем забрасывания воблера сматываешь леску и видишь в конце проводки, как из глубины вслед обманке поднимаются окуни. Чем глубже уйдет воблер сначала проводки, тем больше шансов на поклевку неактивной рыбы. Вот когда из тени вывалит целая стая, тогда другое дело. А когда приходится добывать окуня по одному, тогда необходим тонущий воблер с глубокой игрой. Затем забрасывания, чтобы не цеплять листья, укладываешь кончиком плетенку между кувшинок, ждешь еще пару секунд и начинаешь работу. По тонкой плетенке видно, когда даже небольшая приманка касается дна.
Можно начинать проводку и с паузами не выжидая касания дна. Кувшинки и другие растения иногда образуют два яруса, и в случае, если ждать касания дна, то воблер садится в подрастающую траву. То же происходит и в тростнике, где щетина старых стеблей с удовольствием цепляет опустившуюся приманку.
Нередко встречаются пруда с относительно чистым и твердым дном. В случае, если глубина нарастает со временем, то в тростнике можно ловить без лодки. Здесь попадается больше рыбы, чем на крутых свалах, и самое главное, можно безопасно ходить по дну. Ловля без этого вечного посредника, которого хотелось бы то подкачивать, то якорить, придает всей рыбалке какой-то своеобразный колорит. Начинаешь обращать внимание на вещи, которые зачастую ускользали от взгляда, когда находишься в лодке – совершенно по-иному представляется жизнь под водой. Растения перестают заслонять рыб подобно экрану, и ловить становится интереснее.