Рыбная ловля на Урале

Рюкзак собирал на весах, однако вязальный станок и набор материалов взял. Затем отказа от всего лишнего цифры на весах показывали чуть больше 40 кг, и мои собственные 74 кг с этим смирились. Когда стал понятен перечень рек я заглянул в интернет. Доминирующий вид – Европейский хариус, кое-где должен встречаться голец. Как местные, так и туристы его почему-то называют кумжей, однако я привык называть кумжей форель. На Урале же водится голец.

Должен сказать, что сужу о систематике рыб как дилетант, однако не могу не отметить, что кумжи имеют на боковой линии темные точки, в то время как гольцы – светлые. Помимо этого, у кумж пигментация имеется на жаберных крышках, а у некоторых рыб – и на лбу, и она более насыщенная. У гольцов же даже в период нереста она бывает только на теле. На равнинных участках рек встречаются щука и язь. В озерах к ним добавляются сорога и карась. Не верится, что в реках и пойменных озерах нет крупного окуня, однако достоверной информации не нашел. Встречаются и сиговые; своими глазами видел фото то ли пыжьяна, то ли пеляди, то ли чира массой около 1 кг. Последние достоверные сведения о поимке тайменя в регионе датируются 1974 г местные красноречиво рассказызали о том, как посчастливилось их знакомым. Встреченные рыболовы опускали глаза и отмалчивались. Снасть на тайменя в итоге я не взял.

Удочки

Рыбалка на Урале

Вооружился жестким наХлыстовым удилищем 5 класса и спиннингом класса medium с тестом 7-15 г. Оба удочки 3-метровой длины. Нахлыстовую катушку заполнил 60 м бэкинга с разрывной нагрузкой 30 фунтов (примерно 13,5 кг). Основным стал плавающий торпедный шнур типа triangle taper. Взял и медленно тонущий шнур типа DT, однако в нем не было необходимости. Замыкали оснасгку набор полилидеров разной плавучести и поводковый материал с флуорокарбоновым покрытием. Подлески показали себя надежно, а вот с безымянными поводками диаметром 0.16 и 0.22 мм, приобретенными по случаю, дело обстояло хуже. Производитель сообщал о флуорокарбоновом покрытии на нейлоновом сердечнике. На деле оказалось, что этот поводок не проваливается в поверхностную пленку воды, что сильно усложняет ловлю на сухую мушку. На малых глубинах светлой полярной ночью рыба замечала силуэт поводка на фоне неба и нередко отказывалась от первой атаки приманки, в период которой было поймано большая часть рыб.

Почти всегда, решаясь на вторую атаку и плавясь под мушкой в безупречно прозрачной воде, рыба замечала меня. Иногда она пугалась и уходила на глубину, а иногда судорожно слизывала приманку с поверхности воды. Подавляющее большая часть таких поклевок либо оказывались не результативными, либо заканчивались в пользу соперника. В очередной раз убедился, что поводок – не менее важная часть удочки, чем удочка. Спиннинговую снасть брал с собой для поиска рыбы, и она себя оправдала. На катушке – монофильная основная леска диаметром 0,28 мм, от поводка я быстро отказался. К основной леске привязывал в основном вертушки массой 3-15 г. Лучше всего при поиске рыбы показали себя приманки серебристого цвета, причем и утром, и вечером, и ночью. При небольшой облачности днем все же лучше работали приманки матового золотистого цвета. При ярком солнце, что случалось нечасто, рыба предпочитала более темные приманки – бронзового, коричневого, темно-рыжего и фиолетового цветов. На струях, где в основном и стояла рыба, оптимальными при этот толщине лески были 5-8- граммовые блесны. Лучше работали приманки с сердечниками колокольчиками типа blue fox. Менее компактные конструкции выбрасывало на поверхность, а блесны с утяжеленным сердечником рыба лишь бодала

мушки

Просматривая тематические форумы перед поездкой, наткнулся на описание мушки, которая считается лучшей для ловли хариуса на Урале. Название этой фантазийной нимфы – УТМ – расшифровывается как «Уральская три мохнатка». Легенд о мушке ходит много, а легенда самой мушки довольно проста: тяжелая головка, любой подвернувшийся под руку даббинг и ершик. Мушка должна состоять из доступных материалов, быть максимально прост в производстве и вызывать интерес у рыбы. Я предпочел сухую мушку.

Тактика

При поиске активной рыбы стоит ориентироваться на речные струи. Безупречные места для ловли хариуса располагаются на глубоких сливах затем мелководных перекатов. Самые крупные хариусы и гольцы попадались в местах, где основная струя начинает разбиваться или ослабевает. Для рыболовов, предпочитающих сухую мушку, лучшим временем ловли, конечно, несомненно является ночь. В летний период с 2 до 5 часов на севере мглисто, и удильщик видит мушку лучше, чем рыба. Ночью движимая пищевой конкуренцией рыба может простить рыболову и проводку, и неосторожное движение на мелководье. Теплыми сырыми ночами на болотистых участках таежных рек массово вылупляются насекомые, и рыба так наедается, что перестает питаться днем.

Еще один фактор, который играет на руку рыболову, предпочитающему сухую мушку, – это дождь, особенно проливной и кратковременный. Безупречно для рыболова, в случае, если этот дождь начинается ближе к ночи, когда вылетевшие насекомые активно роятся и многие из них оказываются в воде. Веснянки, поденки и ручейники некоторых видов активно линяют на Урале в первой половине августа. В этом регионе нет стабильной погоды, так что животный и растительный мир реагирует на малейшие изменения в окружающей среде. В какое бы время дня солнце ни осветило камни в воде, на них непременно вылезут линять веснянки. Даже в дождь, в случае, если ветер утихнет, особенно целеустремленные поденки и ручейники вылетают спариваться. В моменты вылета насекомых довольно активна и рыба. Полночь – отличное время прежде всего рыбной ловли. Рыба на сильных струях активна, и ее поиск не занимает большое количества времени. На плесах к поверхности начинает выходить сиг. В два часа наступает самое интересное время. Мелкий хариус уходит с кормовых струйи не мешает ловле. Аккуратно поданную на границу обратного течения мушку рыба сопровождает недолго. Даже самый придирчивый хариус, успокоенный сумерками, полагается на авось и хватает приманку.

Примерно с полуночи и до 4 часов в реках и озерах питается сиг. В предрассветных сумерках эта рыба жирует, и удильщику предоставляется редкий шанс поймать ее. Хариус ближе к рассвету уходит в глубокие места. Утро, с 5 до 7 часов, – единственное время, когда мне не удавалось соблазнить рыбу сухой мушкой. В это время работали только нимфы и легкие стримеры типа woolly bugger и muddler minnow. С 7-8 часов рыба интересовалась эмерджерами типа klinkhammer и caddis pupa. Днем рыба довольно активна. Немного жалею, что экспедиционные обязанности не всегда совмещались с рыбалкой. Однако с борта судна в порогах ловить не рекомендую. Вечер лучше посвятить прогулке, чтобы изучить реку и окрестности. Обнаружив следы медведя, не лишне запеть песню)

Где и на что ловить, понимаешь, просто наблюдая за рекой. Как только утихнет продолжительный порыв ветра, с прибрежных кустов вспархивают ручейники. Очередной порыв застигает некоторых из них на середине реки. А ниже по течению всплесками на поверхности дает о себе знать рыба.

Гольян

Дорога, уже давно казавшаяся непосильной для вахтовки, наконец, закончилась. Мы высадились в предгорьях, у двух смежных озер, вблизи русла большого ручья. Другой ручей, текущий с обступающих гор, впадал в верхнее озеро. Первая разведка показала невнятные поклевки на сухую мушку в тихих местах быстрой протоки между озерами. Их характер говорил о том, что приманкой интересовалась мелкая рыба, однако, надеясь на лучшее, я поставил самую маленькую имитацию из имевшихся мушкой adams на крючке № 16 соблазнились поочередно три гольяна. Самый крупный из них почти достигал размера ладони. На перекатах я рыбы не обнаружил, несмотря на все старания. На озере видел браконьеров. Познакомиться не удалось, однако в сетях, кажется, совсем пусто. Вечером пошел набрать воды для группы во впадающем ручье. Когда сбивал с рук севших комаров, которые падали в воду, заметил в ручье движение. Сбил в воду еще несколько и. Когда они отплыли от меня на полметра, заметил огромную стаю рыбы. Самые шустрые гольяны поднимались к поверхности, хватая упавших насекомых. Почти по всей акватории ручья стояли несметные полчища этой маленькой прожорливой рыбки.

Голец

Гольца удалось отыскать в горных порогах. Помню, как не удержался в период вынужденного привала и расчехлил нахлыстовую снасть верхнее течение реки было слишком сухим для наших катамаранов, и подходили к концу первые мучительные сутки волока и проводки судов. Манипуляции с удочкой успокаивали нервы и хоть как-то оправдывали мое пребывание здесь. Первая поклевка случилась, когда я уже почти вернулся к группе, исхлестав шнуром большой участок ближайшего порога. Затем очередного забрасывания в момент приводнения мушки я почувствовал натяжение шнура и машинально подсек. На другом конце удочки рыбка ответила отчаянным рывком вверх по течению, однако уже через минуту сдалась и скатилась к ногам. Первый голец долго не давался в руки крутясь поскольку будто в него вселился дьявол. Глотнув воздуха, он дал себя сфотографировать, беспомощно хлопая жабрами. Однако когда рыба оказалась в воде, от беспомощности не осталось и следа – голец уверенно поймал мощную береговую струю и пробно встал под ближайшим камнем. В дальнейшем стало понятно, что рыба стоит на локальных участках с быстрым течением, за большими камнями на струях и на языках перекатов. Некрупного 100-300-граммового гольца в верховьях редовольно много. Он быстрый дерзкий, прекрасно держит сильную струю и иногда теряет страх настолько, что хватает мушку прямо под ногами. Более крупный голец встречается реже. Одна килограммовая рыбина мне попалась на сливе основной струи мощного порога; другая – вышла из нашей схватки победителем чуть ниже по течению. Поклевка произошла на кольцевом забросе, рыба самоподсеклась, однако сразу дала такую -свечку, что выбросилась на ближайший камень в русле, ударилась о его пологую часть и сползла в воду уже свободной от крючка. В желудке единственного изьятого гольца – сплошные насекомые и их личинки, в основном крупной веснянки. Оценив рацион питания килограммовой лососевой рыбы с мощной хищной пастью, я окончательно сделал ставку на мушку.

Хариус

Первая встреча с хариусом состоялась в горном пороге. Вслед за пойманным гольцом на черную мушку goddard sage вышел крупный хариус. Выход закончился злой поклевкой с самоподсечкой и десятью минутами борьбы. Первый попавшийся хариус стал самым крупным в поездке. Полуторакилограммовая рыбина отливала фиолетовыми плавниками и ультрамариновой боковой линией. К сожалению, она слишком глубоко заглотала приманку. Последующая встреча с хариусом состоялась уже в предгорьях. Увидев с тропы относительно мелководный перекат затем шиверы, я спустился к реке и подошел к нему снизу по воде. Забросы в обратку рядом со сливом рыбы не показали. А первое приводнение мушки на основной струе спровоцировало выход крупного хариуса. Рыба поднялась к поверхности, нервно зависла под мушкой на несколько секунд, неуверенно тронула приманку носом и вдруг жадно схватила ее. Я автоматически натянул шнур. Спустя некоторое время, хариус перестал дико мотать головой и пытался уйти на дно. Выдернув рыбу с основной, полной камней, струи, я перевел партию в более мирное русло. Там мы продержались недолго. Нахлыстовая снасть сигнализировала, что соперник выходит на свечку. На чистой струе рыба не могла уцепиться за камень и выбрала другую тактику. Сделав рывок к поверхности против течения, хариус затрясся и высоко взмыл над поверхностью воды в 3 м от меня. Упав, рыба невообразимыми кульбитами выражала такую тягу к жизни, что это решило ее судьбу. Не понимая моих намерений, хариус дался в руки только затем того, как совершенно обессилел. Последовали быстрый снимок (как же красив) и долгая реанимация, которая прошла успешно.

Таймень

Затем очередной поклевки в струе характер поведения соперника на крючке изменился. Рыба не старалась удержаться на струе, а пошла прямо на меня. В случае, если бы не поклевка, заставившая при хватке сдать 1 м шнура, я бы подумал, что это мелкий хариус. Тем не менее, пройдя в направлении рыболова пару метров, рыба развернулась и направилась в противоположную сторону. Остановить ее удалось, только стравив несколько метров шнура. Поклевка произошла на дальней дистанции, однако сразу стало понятно, что мушку схватило нечто неординарное – уж больно спокойно вела себя рыба. Даже на расстоянии 20 м через снасть чувствовались неспешные и мощные колебания: соперник тряс головой,пытаясь освободиться от крючка. Трофейный голец?, – успела мелькнуть в голове мысль перед тем, как началось вываживание. Рыба делала длинные и стремительные рывки в различных направлениях, пытаясь зацепиться за камни в струях, и крутилась вокруг оси, как окропленный ладаном черт. Через какое-то время мне удалось сократить расстояние между нами до 3-4 м. Обходя крупный камень, я старался бесшумно приблизиться к сопернику, чтобы перевести партию в эндшпиль, однако под опорной ногой что-то предательски поехапо, и, падая, я понял, что рыба выходит на свечку.Через брызги было видно высоко выпрыгнувшее из воды полуметровое тело стального с бронзой окраса. Как? Такая небольшая и столько шума, – возникло в голове перед падением. Мне повезло: рыба осталась на крючке и сама зашла на мелководье, куда я рассчитывал ее вывести.

Сомнения по поводу видовой принадлежности рассеялись когда я увидел крупную голову рыбы, черное, почти голое тело и красный окрас задних плавников – анального, хвостового и части спинного. Таймень! Мушка находилась в углу рта, то есть в самом надежном для подсечки месте – клешнях, как говорят рыболовы. Быстро освободив рыбу от крючка, опустил ее в воду. Молодой таймень молниеносно выскользнул из рук, однако только после, чтобы отойти на пару метров. Слегка пошевеливая плавниками, рыба неспешно уходила к центру реки. Это зрелище настолько захватывало, что я вспомнил о висящем на боку фотоаппарате, только когда таймень почти исчез из виду. Как правило, из благодарности, а может, из молодой лихой удали рыба поднялась к поверхности и шлепнула по воде хвостом как раз в тот момент, когда я нашел ее в видоискателе фотоаппарата.

С этой снастью всегда будете с рыбой! Зимняя рыбная ловля 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»