Пятница , 26 апреля 2024

Выбор спиннинговой катушки

Прошли годы. Наступила эра глобализации, которая коснулась и рыболовного рынка. Теперь покупка катушки и за 25 тыс. Рублей не обеспечивает беспроблемную жизнь ее владельца. Люфты ротора и шпули стали нормой. Случаются вещи и пострашнее. То смазку на заводе забудут в механизм заложить, то главная передача начинает рычать и завывать затем первого же выезда на воду.

Однако это конечно, скорое исключения из правил. Долго откровенный брак изготовители на рынке не держат. Заработают чуть-чуть и выдают нам что-нибудь новенькое. На данный раз еще лучше, в случае, если верить громким рекламным слоганам. Однако в целом наблюдается общее для всех брендов системное снижение надежности. А самое забавное, что теперь затем беглой прокрутки катушки в руках цену навскидку угадать на практике невозможно.

Выбор спиннинговой катушки

Приблизительно одинаковые по ходу и массе безынерционки могут различаться по стоимости в два-три раза. Пышным цветом на этой почве расцвел вторичный рынок. Подержанные, однако все еще надежные катушки выпуска прошлых лет успешно переходят из рук в руки. За них увлеченные спиннингисты готовы платить довольно достойные деньги. Большинство бывших в употреблении катушек ввозится в страну с японских интернет-аукционов, где вообще довольно развит любой second хэнд. Ради уникальных рабочих характеристик покупатели готовы переплачивать даже за довольно дальнюю и неудобную доставку почта России дискредитировала себя абсолютно и с поставленной задачей совершенно не справляется. Однако рыболовы готовы ждать даже несколько месяцев ради долгожданной посылки из страны восходящего солнца с повидавшей виды, давно снятой с производства, однако все еще исправно работающей рыболовной катушкой. Не проще ли приобрести новую? Да не довольно что-то хочется, учитывая все вышесказанное. Тем не менее какое-то развитие все же наблюдается. Касается это в первую очередь массы «безынерционок».

С каждым новым поколением спиннинговых катушек мы наблюдаем регулярное снижение их массы. И это довольно здорово. Ведь при меньшей общей массе удочки получается выигрыш во всем. Легче управлять оснащенным удилищем, особенно при ловле, к примеру, рывковыми воблерами. С легкой снастью всегда выше чувствительность. Да и просто наслаждение от ловли с ней получаешь. В случае, если прежде катушки массой 280-290 г считались вполне достойными, то теперь все что тяжелее 240-250 г. Уже дурной тон особенно для удочек с тестом не выше 21-24 г.

В какой-то момент корпуса катушек топовых серии стали делать из алюминиево-магниевого сплава. Для своего времени это стало настоящим прорывом. Такие катушки и на сегодняшний день встречаются в продаже. Они довольно долговечные (хотя и подвержены конкретной коррозии), легкие, а самое главное, располагают выраженным резонирующим эффектом, то есть увеличивают чувствительность удочки. Определенную долю тактильной информации спиннингист, пользующийся такими катушками, получает не только через удочка, однако и через ручку и ножку самой катушки. Правда, существует и обратная сторона этого эффекта. Из-за резонирующих свойств иногда возникает ощущение неисправности катушки: слышно как шумит главная пара, кажется что она изношена и начинает гудеть. На самом деле это не всегда так. Просто мы начинаем чувствовать то, чего никогда не почувствовали бы в обычном дюралевом или пластиковом корпусе. Несмотря на все плюсы, магниевые корпуса уходят с рынка. Думаю, из-за дороговизны и сложного производственного цикла.

Последнее слово в катушкостроении – корпуса из углепластика. Не тяжелого композита, как у совсем недорогих катушек за 500 рублей, а настоящего, довольно жесткого и легкого. У каждой серьезной компании этот материал как правило носит какое-нибудь модное патентованное название: к примеру. Zaion – у Daiwa или CI4 – у Shimano. Сверхлегкие карбоновые катушки на сегодняшний день есть даже у okuma. Применение таких корпусов позволило снизить массу до фантастических 200г у катушек размером 2500-3000. Это полноценный джиговый размер. Катушки поменьше теперь могут весить и 180-190 г А самое приятное, что такие катушки стоят уже вполне разумных денег. Особенно меня впечатлила совсем недорогая катушка okuma helios размером 25 (аналог двухтысячника) весящая всего 180 г. Вместе с тем я довольно активно ее использую с джигом массой до 32-36 г. Пока держится, хотя теоретически износ посадочных гнезд под подшипники должен быть просто стремительным. Практически этого не происходит. Значит, легкие карбоновые корпуса действительно возникли довольно кстати.

Кстати, о прочности и износе. Когда-то давно мы все стремились выбрать катушку по количеству подшипников. Мол чем их больше, тем в итоге лучше. На сегодняшний день пыл поостыл. Для нормальной работы вполне весьма пяти-шести шариков. Китайцы научились ставить в свои поделки по 12-14 шарикоподшипников, да только толку от этого мало. Потому как качество подшипников как правило довольно разным. Совсем негодные порой банально ржавеют и выходят из строя уже через пару рыбалок. Те, у которых качество чуть лучше, испортятся затем утопления катушки или попадания под сильный дождь.

А нормальным (закрытого типа, нержавеющим или. Вообще, керамическим) все нипочем. И в случае, если керамические подшипники – это удел тюнинга (их как правило приобретают отдельно), то хорошие нержавеющие ставят, когда производят действительно качественные катушки. Тем не менее в случае, если такая катушка была серьезно утоплена, расслабляться не стоит. Лучше провести внеплановое техническое обслуживание и заменить всю смазку. Особенно сильно может пострадать главная пара передачи. Для нее используется специальная (не литол!) густая смазка. Использованную и испорченную водой смазку абсолютно удаляют.

Не стоит забывать и о регулярном текущем обслужИвании катушки. Особенного внимания требует ролик лесоукладывателя, который делает миллионы оборотов за сезон. Он всегда принимает «ванны» – вся вода с лески отжимается как раз на нем. При этот эксплуатации он поздно или рано «умирает» на любой катушке. Растянуть ему жизнь может только регулярная (раз в три-четыре выезда) чистка и смазка. Смазка требуется не густая, как для пары, а жидкая. Либо фирменная, которая нередко продается а аэрозольных баллонах, либо альтернативная. Для подшипника ролика подходит смазка ATF которую можно использовать в автоматических коробках передач автомобиля. Однако как бы мы ни ухаживали за роликом, поздно или рано его все равно пропилит леска. И его и подшипник под ним придется поменять. И нам довольно повезет, в случае, если мы сможем без проблем приобрести его как запчасть. Для дешевых безымянных катушек сделать это на практике невозможно. Запчасти попросту не продают. Определенные проблемы есть и с фирменными изделиями. Более-менее сносно налажена торговля деталями только у Ryobi. Для Daiwa и Shimano ролики до недавнего времени приходилось заказывать в интернет-магазинах Японии или США. У okuma ролики довольно похожи на шимановские и их можно правильно выбрать.

Еще в узле лесоукладывателя изнашиваются пластиковые шайбы, которые необходимо заменять по мере износа. Однако при необходимости их можно вырубить или вырезать из тонкого листового лавсана или похожего пластика. Кстати, в случае, если уж речь зашла о ролике, то прежде была четкая установка выбирать катушки с желтым цветом металла ролика. Якобы покрытие из нитрида титана золотистого цвета благодаря своей прочности служит намного дольше обычных хромированных или нержавеющих роликов. На самом деле это оказалось банальным «разводом». Качественные «не желтые» ролики хороших катушек служат свой положенный срок, а это несколько сезонов интенсивной ловли. То есть ровно столько же. Сколько служат качественные «желтые». Одинаково мало прослужат некачественные ролики вне зависимости от покрытия на них и цвета. Это как вера в бесконечный винт – давно уже все научились делать отличные катушки без этого винта. То же самое и с роликами.

Еще один узел катушек, испытывающий довольно серьезные нагрузки, это ручка. При выборе катушку, стоит как минимум обратить внимание на надежность ее конструкции. При других различных условиях лучше отказаться от приобретения катушек со складывающейся ручкой, так как шарнирный узел ни у одного производителя не обладает нормальной надежностью. Затем первых же рыбалок с каждым днем станут появляться прогрессирующие люфты. Разбитая ручка создает общее впечатление «ушатанности» катушки. Лучше обходиться без каких бы то ни было кнопочных шарниров, а выбрать обычную ручку, которая в рабочем положении фиксируется затяжкой винта с обратной стороны ведущей шестерни. Так намного надежнее. Конечно, такую катушку придется дольше приводить в транспортное положение, однако зато при сборке затянул и забыл. Никаких болтающихся в процессе ловли деталей.

Кноб удобнее плоской формы, однако это скорее на любителя. Во всяком случае, многие успешно ловят с шарообразными или цилиндрическими кнобами и не жалуются. А у меня такие ручки постоянно из пальцев выскальзывают. Видимо, это действительно вопрос привычки. А вот наличие в кнобе подшипников – приятный плюс. Общее впечатление от ловли однозначно улучшается. И ход катушки становится определенно легче.

Когда спиннингист подбирает удочка, он ориентируется, главным образом, на рабочие характеристики – тест и строй, а уж потом на массу, дизайн и цену. Выбирая же катушки аспект нередко оказывается прямо противоположным то есть на первый план выходят дизайн и цена, а уж потом все остальное. Это довольно серьезная ошибка. Я и сам на этом один раз обжегся.

В минувшем сезоне я обновил парк катушек. Приобрел новенькие, довольно легкие, добротно собранные, с легчайшим ходом. Пытался ловить рыбу с ними на соревнованиях и потерпел полное фиаско. На тренировках я ловил другими, уже изрядно потрепанными комплектами, и рыба неплохо ловилась. Однако на старых и шнуры были, что именуется, на последнем издыхании, и сами катушки рычали и клацали, да и вообще явно требовали капитального ремонта. По этой причине при ловле на итог я брал свежие катушки с новыми плетеными шнурами. А рыба не клевала.. Разгадка оказалась банальной. Руки привыкли к проводке катушкой с определенным передаточным отношением, а новая катушка с чуть большим диаметром шпули и другой редукцией дала изменение джигового подскока приманки почти в полтора раза! Возросла длина выбираемого участка лески, и уменьшилась резкость срыва приманки со дна, что в джиге довольно важно. Мои догадки подтвердили сразу несколько довольно сильных спиннингистов. У них тоже с более скоростными катушками рыба ловилась значительно хуже, чем на аналогичные силовые. В итоге я пришел к выводу, что оптимальное передаточное отношение для джиговой ловли – 4,7 1-5,1:1. А более скоростные катушки предназначены для равномерной или пунктирной проводки, к примеру, при ловле жереха или окуня на оснастку с отводным поводком. Теперь я внимательнее отношусь к техническим характеристикам.

На качество проводки влияет и конструкция ротора катушки. Чем он легче, тем быстрее и резче катушка включается в работу (срывает приманку с места) и так же быстро останавливается из-за меньшей инерционности системы. Это довольно важно для джиговой рыбной ловли. При выборе катушку катушку для спиннинга, несложно проверить, как работает ротор. Необходимо просто быстро ее покрутить и резко остановить. В случае, если катушка мгновенно стартует (ее не приходится долго разгонять) и так же быстро останавливается, не пытаясь крутануться дальше по инерции, это то, что необходимо.

Для себя я сделал прост вывод. Прошли те времена, когда, взяв катушку под известным брендом и за серьезные деньги, мы гарантированно попадали в точку. На сегодняшний день приходится выбирать. Есть катушки для монолесок, есть для шнуров, есть скоростные для ловли форели, тут главное – не ошибиться. Полагаться на продавцов рыболовных магазинов в выборе стоит не всегда. Не то чтобы у них были другие задачи. Просто они и сами порой не в курсе, для чего и как сделана именно эта «безынерционка». Я всегда с интересом перевожу при помощи электронного переводчика пресс-релизы и обзоры американских и японских сайтов. Много интересного удается почерпнуть.

Смотрите также

Зимний спиннинг

Было много проб и ошибок, однако время я потратил не зря и теперь готов поделиться …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *