В первую половину зимы щука на водохранилищах, как и судак, и окунь, как правило придерживается разных ингредиентов рельефа дна или коряжника на более-менее значительной глубине. В данный период она чаще всего и становится трофеем блеснильщика.
Где-то к концу января щука уходит с глубины на мелководье, где подо льдом остается пара десятков сантиметров воды, а то и меньше. Блеснить ее в этих условиях существенно сложнее, однако тоже можно. По последнему льду зубастая хищница часто опять возвращается на средние глубины, где ее еще раз активно ловят блеснильщики (в случае, если это не противоречит местным правилам любительского рыболовства). На сегодняшний день речь пойдет о первой половине зимы, когда щука в водохранилищах держится на бровках затопленных русел речек, на буграх и иных деталях рельефа дна. Поймать эту сверхосторожную и чувствительную к шуму рыбу в это время блеснильщику более чем реально. Рассмотрим специфику зимнего блеснения щуки в сравнении с ловлей окуня или судака.
Как было сказано выше, щука хорошо слышит и довольно боится любого шума со льда. Посмотрите, как осторожно подходит жерличник к сработавшей жерлице, чтобы осторожная щука в последний момент не выплюнула живца. Блеснильщику в этом плане намного сложнее – ведь он не может в период ловли отойти от лунки. С окунем проще – он не так пуглив и часто, наоборот, подходит к только что просверленной лунке. Судак сначала зимы ловится на большей глубине, по этой причине напугать его тоже сложно. А с щукой – проблемы. Особенно когда лед только встал, на нем нет еще снега, из-за чего он сильнее резонирует, и звук от пешни или ледобура разносится на километры. Да и не привыкла еще затем осенней тишины щука к этим звукам.
По этой причине, когда делаешь лунку (особенно пешней), она сразу же шарахается далеко в сторону и возвращается обратно довольно нескоро. А в случае, если рыба не активна, то может вообще не вернуться. У меня был случай в перволедье, когда первую поклевку я увидел лишь через несколько часов ловли, затем того как долго сидел на очередной лунке, а в метрах семи от меня кто-то стал долбить лед, и щука шарахнулась оттуда в мою сторону. В случае, если лед покрыт хотя бы несколькими сантиметрами снега, хищница бывает значительно смелее, а рыбная ловля – результативнее. Однако в любом случае к лунке хотелось бы подходить довольно тихо и в период блеснения стараться не топтаться у лунки. Иначе, даже в случае, если повезет попасть на рыбу, поклевки можно не дождаться.
Данный банальный слоган применительно к блеснению щуки актуален, как оставляет желать лучшего другой. И у окуня, и у судака в течение дня могут быть так называемые «выходы», когда они начинают активно охотиться. Однако для щуки это характерно в значительно большей степени. Она может почти весь день вообще не проявлять своего присутствия под лункой, а после в течение часа хватать все подряд. По этой причине важно не просто отыскать щуку, однако и сделать это именно в этот «золотой» промежуток времени. При низкой плотности хищницы в водоеме без терпения и везения не обходиться, особенно в случае, если не знаешь гарантированных рабочих точек, где щука стоит наверняка. Такими точками бывают густой коряжник или одиночная коряга на более-менее чистом месте, резкий поворот русла или глубокое устье впадающей в водохранилище речки. В случае, если на глубоких бровках щука держится вместе с судаком, последний как правило занимает нижнюю часть свала, а щука – среднюю и верхнюю его части с выходом на полив. Это классический вариант, однако могут быть и аномалии. В этом плане показателен прошлый сезон на волжском плесе рыбинки. Мало того, что лед встал при небывало низком уровне воды: сразу же затем ледостава был резкий ее сброс, вызванный каким-то техническим форс-мажором в низовьях волги. Вместе с тем стаи тюльки буквально смыло в нижнюю часть акватории; за ней, спасаясь от падения уровня (обычная реакция), спешно двинулась и вся остальная рыба. Кто попал в первые два-три дня на данный ход, половил более чем успешно. А далее рыбы почти не стало, даже промысловики весь зимний сезон не делали сети. Оставшаяся щука до весеннего периода ловилась исключительно в самом русле волги и в затопленных руслах впадающих речек с глубины 10 м и более. Она не выходила ни под берег, ни на поливы, где ей просто нечего было есть. А 8 русловой части щука питалась мальками судака и берша, которых было в достатке, что выяснилось при потрошении пойманных щук. Тем не менее это аномальный случай, специфический для отдельного водоема в определенный сезон.
Стандартный алгоритм поиска щуки описан здесь. Заключается он в последующем: делаем 10-12 лунок на перспективном участке в соответствии с конфигурацией рельефа так, чтобы расстояние между ними было около 10 м, и поочередно их облавливаем. Проверив последнюю, делаем еще три-четыре лунки и облавливаем все лунки, начиная с первой. Делаем еще новые лунки… и т. д. Тем самым, мы одновременно и ждем выхода щуки, и расширяем площадь поиска. В случае, если глубина ловли невелика, возвращаться к первой лунке автор рекомендует несколько в стороне от лунок, чтобы не пугать рыбу. Учет таких нюансов – свидетельство того, что материал написан рыболовом, реально и регулярно практикующим ловлю щуки, что, к сожалению, редкость для наших печатных изданий.