Традиционно считается, что выбор цвета приманки зависит от цвета грунта в водоеме. Так на светлом песчаном дне более уловистыми должны оказаться приманки, окрашенные в темные тона, а на темном грунте лучших результатов можно добиться, используя светлые приманки.
С учетом человеческой логики все так. Приманка должна быть заметной для рыбы. А теперь вспомните, на скольких рыбалках это правило подбора приманок оказывалось решающим? Лично я подобные рыбной ловли могу пересчитать по пальцам. Значительно чаще встречаются случаи, когда цвет приманки приходится подбирать исходя из того, несколько точно она подобрана под кормовой объект, который в данном водоеме несомненно является основным для рыбы.
Первый «камень, брошенный в огород» теории зависимости цвета приманки от цвета грунта, я увидел лет 10 назад, когда рыбачил по перволедью в компании местных рыболовов на одном большом старинном озере. Водоем данный славится обилием крупного окуня, однако та рыбная ловля едва не оказалась для меня пустой только потому, что все приманки а моей коробке были раскрашены в «модные» тогда темные тона. Нет, рыба на эти мормышки клевала, однако размер выловленных мною окуней оставлял желать лучшего. В то время мои компаньоны на ретро-мормышки типа «коронка» регулярно ловили мерных (под 200 г) окуней.
В начале я не допускал и мысли о том, что рыбе могут не нравиться мои мормышки. На домашних водоемах эти приманки рыбе нравились, и причину своих столь скромных успехов я списывал на то, что не знаю водоем. Тем не менее все встало на свои места только тогда, когда, преодолев личную гордость, ободрал краску с одной из приманок, сделав ее серебристой. Дома в период чистки рыбы в желудках многих окуней я обнаружил полупереваренных мальков. «полосатый» достойного размера в этом водоеме кормился рыбьей мелочью и просто не обращал внимания на моих темных «жуков».
Еще один примечательный случай произошел со мной в 2010 г. В ту зиму в устье одного из притоков припяти рыболовы обнаружили плотную стаю «белой- рыбы. Густера, крупный подлещик, плотва и подуст держались на глубине около 2 м на слабом течении. Дно на этом участке реки было песчаным, я это хорошо знал по летним рыбалкам в межень здесь был красивый песчаный пляж. Большая часть рыболовов, особо не мудрствуя, рыбачили с подсадкой на крючок мормышки опарыша или мотыля. Мне же хотелось разловить новые «лесотки». Так вот лучше всего рыба реагировала на приманки «песчаной» окраски: светло-коричневые, желтые, оранжевые с черными полосками по всему телу. На зеленые приманки клевала только плотва, а коричневые и темно-серые мормышки рыба вообще оставила без внимания. Примечательно, что вперемежку с «белой» рыбой на мормышки песчаного цвета поклевывал и ерш-носарь. Кому доводилось ловить эту рыбу, хорошо знают, что поймать носаря на безнасадочную мормышку довольно трудно. Какую подводную тварь напоминали рыбе мои приманки, осталось для меня загадкой. Однако то. Что рыба избирательно реагировала на цвет, явилось весомым аргументом в пользу продолжения экспериментов с цветом приманки.
В марте того же года мне довелось ловить рыбу на плесе одной из малых рек. Начался весенний ход плотвы. Ловля проходной рыбы – занятие увлекательное. И одно из условий успешности подобной рыбной ловли – расторопность. Пока идет косяк, надлежит ловить. Так что применение безнасадочной мормышки, на которую не необходимо всякий раз насаживать мотыля, дает значительное преимущество в скорости. Поначалу клевала разнокалиберная рыба. На десяток выловленных плотвиц размером с ладошку приходилась одна «товарная». Утолив рыбачий голод, я стал искать способ отсечь мелочь. Поэкспериментировав с цветом и частотой колебаний приманки, пришел к выводу, что лучше всего крупная плотва реагировала на высокочастотную малоамплитудную игру мормышки светлокоричневого цвета. По-видимому, такое сочетание игры и цвета оптически и акустически увеличивало размер приманки, что делало ее неинтересной для мелочи.
Конечно, поклевок стало меньше, однако вся пойманная рыба оказалась зачетной. А во второй половине зимы, когда на старичных озерах еще раз оживают рыбы и основным обьектом ловли становятся плотва, красноперка и окунь, лучше иных у меня работают окрашенные в темный цвет приманки: темно-коричневые и серые. В данный период стаи кормящейся рыбы выходят на границу остатков подводной растительности и чистой воды. Лучше всего рыбы, особенно плотва и красноперка, реагируют на плавно колеблющуюся приманку, проводимую сверху вниз.
В солнечные дни светлые мормышки вообще могут не принести ни одной поклевки. Видимо, по последнему льду основным кормом рыбы считаются подводные насекомые, которые в это время тоже начинают проявлять активность и совершают вертикальные перемещения. Да и размер приманок для ловли по последнему льду на озерах я всегда выбираю минимальный. Крупный окунь, брюхо которого в марте просто распирает от половых продуктов, реагирует только на мелкие приманки. Наличие в арсенале одинаковых по форме, однако отличающихся по цвету мормышек дает рыболову поле для экспериментов. И нужно этой возможностью воспользоваться. Необходимо только отчетливо представлять себе, что и для какой цели производится.