Ловля голавля на воблер

Несмотря на то что голавль достаточно широко распространён на просторах нашей родины, я долгое время умудрялся обходить эту рыбу стороной. Наши дорожки упорно не пересекались. Мое представление о краснопёром хищнике формировалось из рассказов знакомых любителей рыбалки и многочисленных заметок в интернете. Однако всё же судьба предоставила мне возможность познакомиться с голавлём поближе и составить о нём личное мнение.

Моя первая встреча с этой красивой спортивной рыбой произошла в соседней латвии. Я тренировался перед форелевыми соревнованиями на одной из небольших местных речек. Форель нам попадалась совсем редко. В отличие от неё незначительной голавлик чаще радовал резкими поклёвками. Стоял он на тех же местах, где должна была находиться форель, и клевал на те же «вертушки», которые были предназначены для форели. На крючке голавль вёл себя достаточно бойко. Рыба сопротивлялась ничуть не хуже форели. Мне тогда такая замена голавлём довольно даже понравилась, и я задумался о том, чтобы половить эту красивую рыбку уже целенаправленно. Достаточно много приходилось слышать о капризном и осторожном поведении данного хищника. Я всегда считал, что такие разговоры сильно преувеличены. С этим я нередко сталкивался при ловле форели, по этой причине и с голавлём, скорее всего, должна быть похожая история.

Ловля голавля на воблер

Первый раз я столкнулся с необъяснимым поведением голавля опять-таки в латвии и еще раз на тренировке перед форелевым турниром. В данный раз в речке голавля было существенно больше. Он гулял небольшими стайками, встречались экземпляры около килограмма. Любителей рыбалки голавль почти не боялся, частенько проплывая под ногами, – спугнуть его можно только резкими движениями. Рыбу было хорошо видно, однако клевать она на практике отказывалась. Иногда только попадались единичные и мелкие экземпляры. Это меня сильно зацепило. Я даже специально переключился на ловлю именно голавля, пытаясь правильно выбрать к нему ключик. Однако времени оставалось немного, а выбор приманок был слишком ограничен, по этой причине ничего путного у меня не получилось. Удалось выявить только пару закономерностей.

Первая поклёвка рыбы всегда самая решительная. В случае, если же не получилось засечь голавля затем первой поклёвки, то шансы на его поимку со последующих забросов резко падают. Ещё было замечено, что крупный голавль лучше всего реагирует на всплеск от падающей в воду приманки. И вместе с тем совершенно неважно, забрасываю я воблер, «колебалку» или «силиконового» червя. Главное, чтобы всплеск был чётким. Тем самым мне удалось поймать самого крупного голавля на обычную «вертушку». Вместе с тем на классическую проводку «вертушки» голавль уже никак не реагировал. Однако в случае, если забросить приманку как можно ближе к рыбе и с характерным всплеском, то шансы на хорошую поклёвку увеличиваются. Видимо, голавли инстинктивно бросаются на падающие в воду объекты.

Первый раз осознанно половить голавля у меня получилось в чехии. Происходило это на одной из речек северной моравии. Голавля в ней водилось в изобилии. С набережных можно было наблюдать целые стада этой рыбы в чистейшей воде. Местные жители кормили голавлей хлебом прямо с моста, и те охотно его поедали. Рыбы было море, и её никто не ловил. Европейцы – странные люди… Я подобного позволить себе не мог и быстро оснастил спиннинг. Глядя на огромные косяки голавля, казалось, что рыбная ловля будет скучной и неинтересной. Пустых забросов быть не должно. На деле же всё оказалось не так.

Затем пары-тройки пойманных голавлей рыба стала довольно посредственно реагировать на все приманки. Вялое преследование и резкая потеря интереса. Поимкой заканчивался только каждый десятый заброс, да и голавлики попадались совсем некрупные. Чаще всего рыба ловилась на смене приманок. Основную часть своей рыбы я поймал на самодельные лёгкие «колебалочки» и маленькие «вертушки» тёмных цветов. Время шло, однако ничего не менялось. Вывод напрашивался один: в этом месте голавля перекормили хлебом, и ничего другого пробовать он уже не хочет.

Тем не менее как только над речкой сгустились сумерки, картина резко изменилась. Рыба стала клевать все лучше и лучше. Чем темнее становилось, тем активнее был клёв. В конце концов голавль на каждом забросе уже по нескольку раз атаковал приманку до тех пор, пока не садился на крючок. И экземпляры стали попадаться заметно крупнее. Теперь вместо 100-граммовых рыбок клевали солидные особи по полкило и даже больше. Закончить ловлю пришлось по причине невозможности распутать тройник воблера из сетки подсачека в полной темноте. В это время на первое место по уловистости вышли обычные голавлёвые воблеры с выраженной собственной игрой на равномерной проводке, такие как redrag и FOP от pontoon21.

Их было удобно проводить в приповерхностном слое воды, не опасаясь зацепов. Да и голавль значительно лучше реагировал на поверхностные приманки. Справедливости ради стоит сказать, что поймать рыбу можно было на любую приманку, однако на воблеры поклёвок было заметно больше, и они были агрессивнее. Получается, что днём голавль находился в пассивном состоянии, а с приходом сумерек активизировался и выходил на охоту.

Неожиданное продолжение эта история получила через два года. Мы приехали на ту же чешскую речку на очередные форелевые соревнования. К всеобщему разочарованию, нас ждал сюрприз в виде небывалого наводнения. Вода в речушке поднялась на два метра. Это был просто мутный поток, которым, казалось, смоет всю рыбу. Соревнование, конечно, перенесли в другое место. Через пару суток уровень воды пришёл в норму, и нам удалось неплохо половить. Голавль на удивление легко перенёс такие природные катаклизмы. Он по-прежнему большими стаями крутился у моста, ожидая подачек от прохожих. Я, естественно, помнил о вечерней активности рыбы, однако и в течение дня у меня было чем заняться. Как как правило, в тестировании нуждались новые самоделки. Вода в речке ещё не успела абсолютно очиститься затем паводка и была слегка мутноватой. Интересно, как в таких условиях будет вести себя голавль?

Первые забросы показали, что рыба проявляет значительно больше интереса к приманкам, чем двумя годами ранее. На обычные «вертушки» поклёвок было несравнимо больше, однако реализация хромала. Большая часть рыбьих атак были холостыми. Стоя на высоком гранитном берегу, я вскоре разобрался, почему так получалось. Голавль проявлял интерес к «вертушке», как только она попадала в его подконтрольную территорию. Рыба кидалась на приманку как вниз по течению, так и вверх. По этой причине нередко получалось так, что атака блесны шла не со стороны тройника, а сбоку или даже в противоход. В этих случаях чаще всего происходила холостая поклёвка. Когда стоянка голавля известна заранее, то большого количества холостых поклёвок можно избежать. Необходимо забросить «вертушку» с таким расчётом, чтобы течение её плавно сносило к стоянке рыбы. В месте возможной поклёвки приманка должна двигаться максимально медленно или даже зависать в толще воды. В случае, если задуманная проводка удавалась, то поклёвка была решительной и надёжной.

Каких-то явных приоритетов по вертушкам мне выявить не удалось. Рыба клевала на достаточно большой диапазон приманок. В начале было разумно ловить на блёсны с размером лепестка 1 или 0, а долавливать мелкими «вертушками» с лепестком 00 или даже меньше. В случае, если вы поклонник ходовой рыбной ловли и у вас нет цели следовательно обловить какое-нибудь конкретное место, то переходить на мелкие «вертушки» смысла вообще нет. Более крупную приманку рыба быстрее замечает и атакует.

Когда тема «вертушек» себя исчерпала и стала неинтересной, в дело вступили воблеры. У меня было несколько интересных самодельных воблеров, на которые я возлагал большие надежды. Достаточно быстро нашёлся тот, что работал лучше других. Проводка нужна была такая же, как и с «вертушками»: заброс под углом 45–30 градусов к течению и максимальная задержка в месте предполагаемой поклёвки. Рыба клевала хорошо, по этой причине я продолжал экспериментировать с различными приманками. Так дело дошло до воблера megabass great hunting minnow (GHM).

Я недаром заостряю внимание на этой определенной модели, потому что теперь рыбная ловля резко изменилась. Так сказать, что GHM заткнул за пояс все остальные приманки. Голавль клевал на него как заворожённый. Помимо увеличения общего числа поклёвок, заметно изменилось и их качество. Холостых ударов стало меньше, а размер пойманных голавлей увеличился. Чуть лучше рыба клевала на тонущую модель. Однако и за плавающей версией воблера голавль поднимался с удовольствием.

Это было просто безупречное попадание в приманку. Такое приключается достаточно редко, однако тогда нам повезло. Интересно, что поклёвки на GHM происходили при различной анимации воблера, а не только на классической придержке. Работали маленькие плавные потяжки, чередуемые с паузами. Позже выяснилось, что лучше всего работает проводка «на отдачу». Выглядело это примерно так. Затем того как сделан заброс и выбрана слабина шнура, необходимо максимально плавно натянуть шнур спиннингом. Как только появятся первые собственные колебания воблера, нужно медленно сплавить воблер чуть-чуть вниз. Потом опять необходимо плавно притормозить сплав воблера до ощущения колебаний приманки. И ещё раз сплавить. Лучше всю анимацию делать спиннингом, а катушкой выбирать слабину шнура. Проводка получалась достаточно сложной, на грани потери контроля приманки. Однако резкие голавлёвые поклёвки говорили о том, что всё делалось правильно.

Остальные воблеры явно проигрывали great hunting minnow в уловистости, хотя иногда можно было доловить одну-две рыбы за счёт перемены приманок. Так или иначе, рыба ко всему привыкает, и замена одной приманки на другую может дать итог. Это особенно заметно, когда затем долгой ловли на воблеры закидываешь, к примеру, «вертушку». То есть лучше поменять не только саму приманку, однако и её тип, чтобы изменился принцип воздействия на рыбу: воблер на «вертушку», «вертушку» на «колебалку» и так далее. В результате этот перемены можно ожидать ещё несколько хороших поклёвок и поимки пары лишних «хвостов».

Солнце со временем приближалось к горизонту, и близилось долгожданное время сумерек. Нельзя сказать, что я был недоволен дневным клёвом. Голавль клевал отлично и позволил вдоволь поэкспериментировать. Однако от вечернего времени я определённо ждал каких-нибудь изменений в поведении рыбы. В конечном итоге предчувствия меня не обманули. Однако обо всём по порядку. Я облавливал перспективную точку «вертушками», пытаясь определить лучшую блесну и способ подачи приманки. На другом берегу напротив меня на воблеры ловили сербские спортсмены. И ловили они не обычной равномерной проводкой, а достаточно выраженным, я бы даже сказал агрессивным, твичингом. Что-то у них, конечно, ловилось, однако счёт по рыбам был явно в пользу моих «вертушек». Тем не менее чем темнее становилось, тем меньше видна была разница в клёве. А вскоре я и вовсе начал проигрывать. Это стало интересным.

Я перешёл на такой же берег, где ловили сербы, чтобы быть с ними в одинаковых условиях. Однако у меня по-прежнему клевало хуже. Да и рыба стала попадаться совсем мелкая. К этому времени на поверхности речки начал активно плавиться какой-то малёк. Как правило, по этой причине голавль и переключил своё внимание с «вертушек» на воблеры. Делать нечего, пришлось переходить на воблеры. Однако и на воблеры у меня почему-то особо не клевало. Ни на равномерной проводке, ни при твичинге. Все подобранные приманки в течение дня не давали приемлемого итога. Видя мои тщетные попытки что-либо поймать, сербы не выдержали и подарили мне один из своих самодельных воблеров.

Обычная неказистая «минношка» с достаточно большой лопатой, огромными петлями и снятым брюшным тройником. Я на него и ловить-то в другом случае не стал бы, однако дарёному коню в зубы не следят. Что подобного особенного в этом воблере, я до этого времени не понимаю, тем не менее в данный самый момент голавлю был нужен именно он. На каждом забросе воблер атаковался несколько раз. Работала только резкая агрессивная проводка – два-три-четыре коротких сильных рывка и небольшая пауза. Поймать голавля получилось не сразу, видимо, сказывалось отсутствие брюшного тройника. Однако затем первой же поимки я убрал эту приманку. Довольно не хотелось оторвать её в потёмках по какой-нибудь глупости. Посмотрев, как играет рабочий экземпляр, я смог отыскать у себя похожий. Нужен был воблер с ярко выраженной «роллинговой» составляющей в игре. Другими словами, воблер должен максимально заметно колебаться вокруг продольной оси, переваливаясь с боку на бок. Исходя из того, что на мой воблер тоже стало неплохо клевать, выводы я сделал правильные. Удивительно, что прежде на данный воблер я вообще ничего не мог поймать, а на сегодняшний день он приносил рыбу за рыбой. Вот такая интересная вечерняя активность.

Довольно жаль, что время этой интереснейшей рыбной ловли подошло к концу. Не знаю, получится ли у меня побывать в этих краях ещё. Одна рыбная ловля в речке с таким количеством голавля может принести больше пользы, чем несколько выездов на малорыбные речки. В дальнейшем выделить время на ловлю этой красивой краснопёрой рыбки мне не удавалось. Чтобы мои наблюдения не потерялись в чехарде спортивных событий, постараюсь их упорядочить. Так как их не настолько много, сделать это будет несложно. С моей точки зрения, голавль – рыба не пугливая, однако капризная. В случае, если активность рыбы невысокая, то поймать её достаточно сложно. Перебор приманок в такие периоды не сильно помогает. Больше шансов поймать голавля «на всплеск», закинув приманку в непосредственной близости к рыбе. В данном случае голавль может схватить приманку инстинктивно сразу затем её падения.

Периоды активности голавля ярко выражены и зависят от освещённости. При чистой воде рыба заметно активизируется с приходом сумерек. В случае, если вода мутная, то возможна хорошая активность в течение всего дня. Однако и в данном случае вечером возможны изменения в поведении рыбы. Я бы выделил вечернее время как самое благоприятное для ловли. Голавля можно успешно ловить на различные спиннинговые приманки. Хорошо работают и «вертушки», и «колебалки», и воблеры. Наверняка он успешно ловится и на силиконовые приманки. Правда, эту тему я затрагивал лишь вскользь, по этой причине выводов делать пока не буду. Хорошо работает приём с переменой приманок, не стоит о нём забывать. Отдельно я бы отметил воблеры. В случае, если хочется поймать рыбу покрупнее, то без них не обходиться. Большая часть крупных голавлей были пойманы именно на воблеры. Не могу не выделить great hunting minnow от megabass во всех версиях. Это для меня пока лучший воблер по голавлю. Конечно, одна рыбная ловля – не показатель, однако рыбы на него было поймано множество. Если относительно подачи приманки, то здесь сказать что-то определённое трудно. Хотелось бы постоянно подбирать, впрочем, как и всегда. На «вертушки» лучше всего ловилось на задержках. Воблеры работали и на задержках, и на отдаче, и даже при агрессивном твичинге. При большом количестве рыбы правильно выбрать оптимальные варианты проводки достаточно просто. Потом на сложных рыбалках можно будет отталкиваться от них.

Приведённые наблюдения были сделаны на речках с большим количеством рыбы, так сказать, на стайном голавле. Такие ситуации хороши для проведения экспериментов и выведения особых закономерностей. Тем не менее не стоит забывать, что единичная рыба может вести себя по-другому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»