Лодка или катер для троллинга
В разное время мне довелось эксплуатировать с десяток катеров разных модификаций, подходящих для троллинга и не раз участвовать в подборе лодок для троллинга для своих знакомых. Рассмотрим их качества, которые наиболее важны на рыбалке. Начнем с акваторий. Житель северо-запада России, например, может отыскать немало водоемов для полноценного троллинга. В первую очередь это финский залив. Ладога и Онега, а еще с десяток глубоководных карельских озер, способных вместить неповоротливый катер trolling cpecial. Самые известные из них – сямозеро, топозеро и пяозеро.
Не стоит забывать о региональных правилах ловли. На одних водоемах существуют лишь сезонные ограничения, на иных – полный запрет на ловлю. Тут мы с интересом посматриваем на запад, где можно свободно перемещаться от места к месту, перевозя укомплектованный катер на трейлере. С точки зрения этого организуются соревнования и чемпионаты в скандинавских странах. На сегодняшний день гражданин России может привезти с собой, к примеру в Финляндию, не только снасти, однако и целиком катер. Однако пока наши соотечественники, отправляясь в такой же simrishamn на лососевое родео, чаще всего пользуются услугами местных гидов арендуя катера на месте.
А в России, на том же Онежском озере, место для стоянки и сохранения катера отыскать достаточно проблематично. По этой причине цепляем трейлер за фаркоп автомобиля и колесим по ухабистым дорогам к очередному месту ловли. Чтобы обходиться минимумом хлопот, приходится выбирать для транспортировки лодку меньшего размера, длиной максимум 6.5 м катер silver eagle star cabine подобного размера, который мне довелось эксплуатировать почти два сезона, я без каких-либо хлопот буксировал по ровным дорогам 3,5-литровым джипом, однако расход топлива иногда доходил до 24 л на 100 км. Наиболее сложные проблемы начинались в период спуска или подъема лодки из воды на неподготовленных участках в Карелии, где, конечно, никаких слипов нет и в помине. Один из сезонов мы открыли на пластиковом yamarine длиной около 8 м. Затем первой поездки стало ясно: эта лодка не подходит для перевозки на трейлере. Для мобильной перевозки нужна лодка меньшего размера и массой не более тонны. Ее в состоянии тянуть обычная нива и почти гарантированно вытащит из воды если соблюдать условие твердого грунта под колесами. В скандинавии, конечно, дела обстоят существенно проще. Хорошо подготовленная марина на несколько лодок есть в каждом малюсеньком городке на побережье.
Выбор лодки или катера
Какой корпус лучше выбрать: пластиковый или дюралевый?
До 85% всего мирового рынка приходится на пластиковые катера. Алюминий пока лишь набирает популярность. Лет 10 назад на нашем рынке преобладали финские катера silver, ставшие едва ли не эталоном рыбацких лодок. На сегодняшний день рынок делят несколько Европейских, американских производителей и российские верфи, подсмотревшие – некоторые технологии у иностранных коллег. Из дюралевых лодок мне довелось эксплуатировать только катер silver. Однако модельный ряд катеров серьезно расширился: возникли fox, hawk DC и сabine. Shark СС. Shark WA. Eagle CC, WA и eagle star cabine. Пара выездов на финских катерах buster и faster отношение к алюминию кардинально не поменяли.
По пластику брендовая линейка куда разнообразнее ryds, trophy, karnic, yamanne, flipper наконец, отечественные «Ладога 2« и новая Ладога, проект альбатрос. Проведу незначительной сравнительный анализ.
При перевозке разница не слишком заметна: все одинаково тормозят и тупят машину, парусят при боковом ветре. На воде дела обстоят по-другому. При про изводстве пластикового корпуса есть возможность задать любые характеристики обводов корпуса, по этой причине в мореходных аспектах пластик выигрывает. Мореходность таких катеров существенно выше, шум в период хода ниже. В сложных условиях при более совершенных обводах корпуса судно лучше справляется с разбушевавшейся стихией. Поэтому мне в свое время пришлось отказаться от эксплуатации на тот момент флагмана линейки silver – eagle star cabine. Устраивающая по всем прочим позициям лодка слишком жестко вела себя в период хода по волне и против нее. При обводах «глубокое V» на малом ходу (то есть в рабочем режиме) и при ощутимой боковой волне катер качало с существенной амплитудой. На смену ему была выбрана северо-американская модель того же размера trophy. Недостатки были и у этой лодки, однако только не в мореходности. Это важно, так как ловля происходит, обычно, при ощутимом волнении, при волне высотой более 2 м. Мне постоянно приходится общаться со спортивными гидами из Финляндии и швеции, которые несколько десятилетий ловят в условиях крупных озер веттерн и вянерн, достаточно близких по характеру Ладоге и онеге. В результате я выяснил, что четверо из пяти наиболее экспериментальных рыболовов постоянно эксплуатируют лодки с дюралевыми корпусами. Морской троллинг на балтике требует существенно большего внимания и концентрации от рыболова. Главный аргумент любителей «железа» – неприхотливость к камням и галечному грунту при высадке на берег. С этим не поспоришь. Затем эксплуатации новой пластиковой лодки в течение 1.5 месяца не в самых жестких условиях я обнаружил на корпусе многочисленные сколы лака, правда лишь верхнего слоя, который легко восстановить.
Ремонтопригодность пластика в целом отменная. С алюминием сложнее. В случае серьезного повреждения, особенно когда расходится сварной шов, ремонт обойдется в значительную сумму. И алюминий, и пластик имеют свои плюсы и минусы, и я бы посоветовал исходить из иных сравнительных категорий; стоимость, комфорт, эстетическое восприятие и т.Д значительно важнее, на мой взгляд, рассмотреть вопрос удобства и комфорта именно для рыбной ловли, а не для прогулок в летнее время. Троллинговый катер от всех других отличает максимальное пространство в кормовой части: либо минимум предметов, никаких лишних дИванов и столиков, либо они должны быстро трансформироваться и убираться. Классический пример – ryds и довольно похожие на нее отечественная «Ладога 2» или модернизированная «новая Ладога» их объединяет смещенный в носовую часть «хардтоп» – кабина и пост управления. Около 2/3 корпуса занимает кокпит. Однако в суровых северных условиях можно выбрать лодку с обжитой каютой. Лучший пример – катер yamarine. Который в полной мере можно отнести к классу «круизных катеров» здесь имеются просторная каюта, спальные места, импровизированная кухня. Нет только места для душа и гальюна близок к такому решению и silver star cabine, который почти на 1.5 м короче. На моей лодке финской сборки были установлены каютный обогреватель, освещение, музыка, телевизор и холодильник. В дождливые и морозные дни возможность управления лодкой из кабины становится существенным плюсом.
Важный вопрос – стоимость плавсредства. В случае, если для вашего катера найдется охраняемая стоянка и не придется каждый раз искать съезд и возиться со спуском на воду и подъемом, удастся избежать сложных маневров по разбитым дорогам, имеет смысл потратиться на приобретение более комфортной и автономной лодки. Тогда в холодные осенние дни не хотелось бы будет устанавливать палатку. Ночевать в просторной каюте схорошим обогревателем можно почти как дома. В случае, если же приходится нередко менять водоемы и нет стоянки, советую обратить внимание на тех же гидов вне зависимости от того, где они базируются и как нередко меняют водоемы. У большинства из них лодки и катера вовсе лишены особых кают имеют открытую компоновку.