Случаи на рыбалке или как растянуть жизнь лодке
Есть у меня на примете лодка, которая с годами стала раза в два тяжелее по сравнению с новой – вся в броне, такая жесткая, что уже почти не складывается, вся изъедена ультрафиолетом, однако наперекор всем законам физики жива. Она как танк затем десятка жестоких сражений, вроде пора на металлолом, а он машина еще едет и стреляет.
Эта лодка эксплуатируется как несчастный каршеринговый автомобиль – жестко, безжалостно, постоянно, на убой. Причем это не казенная «ничья» лодка, а личная, однако хозяин почему-то уверен, что она вечная, совсем её не бережет, что меня всегда поражает.
Вообще-то, с каждым годом убеждаюсь, что достаточное количество любителей рыбалки довольно небрежно обращаются со своими лодками, из-за чего они служат в 2-3 раза меньше, чем могли бы. Постоянно тягают волоком по песку, острым камням, бетонным и асфальтированным набережным, продираются через кусты, даже не пытаясь уклониться от острых сучьев и коряг. Не убирают песок и грязь с днища. Никогда не просушивают свою лодку. Долго держат на солнце, когда в этом нет оставляет желать лучшего необходимости. Запихивают в багажник машины обледенелую, просто ломая материал. Да, ПВХ весьма живуч, по сравнению с резиной, однако не да тот же степени – при желании убивается довольно быстро, и приходится менять на новую.
Вот и эта вышеназванная лодка уже давно бы отправилась на свалку, в случае, если бы хозяин упорно не поддерживал ее живучесть. Раз в год стабильно к нам приезжает в мастерскую, как родной стал, и что-то ему постоянно доклеиваем. На представленный момент она забронирована со всех сторон, начиная от бруса, и заканчивая полиуретановой пленкой разной толщины. Её уже проблематично чем-то пробить, однако родной материал совсем старый, в свое время хорошо прожаривался под яркими лучами месяцами, лодка все время хранится на открытом воздухе. Неудивительно, что родной материал разрушается усиленными темпами, швы расползаются, и воздух начинает травить из-под брони. Однако хозяин непреклонен – восстанавливайте мне мою ласточку и все тут! Мы эту лодку уже с большим трудом поднимаем, убираем усиление, восстанавливаем шов, еще раз накладываем броню. Причем специально не армированную, а тянущуюся, чтобы помогала удерживать воздух в баллонах.
А вообще-то, в случае, если бы не броня, то эта надувашка уже давно взорвалась на солнце, даже не сильно перекачанная, ибо швы уже совсем никакие. Хотя в нормальном состоянии лодки ПВХ не взрываются даже в самую страшную жару, даже в случае, если баллоны черные. Просто у перекаченной лодки материал растягивается, и могут появиться необратимые дефекты, через которые начнет травить воздух. Швы тоже могут растянуться, в случае, если клей не очень-то качественный, и тоже будут травить. Сами клапаны без проблем выдержат повышенное давление, а вот соседствующая с ними ткань – самое слабое место, где наиболее нередко травит воздух, приходится вырезать данный участок и переклеивать с клапаном. Безусловно, все дефекты «перегретой» лодки, как правило, сказываются не сразу, а через какое-то время. Однако нет надобности со временем, однако уверенно убивать свою верную подружку. В случае, если день жаркий, и к обеду баллоны надулись тугим барабаном, то имеет большой смысл немного припустить их – прослужат значительно дольше. Причем прослужат в изначальном состоянии, без всякого дополнительного бронирования и бесконечного переклеИвания швов. К чему себе придумывать сложности, превращая любимую лодку в потрепанный танк, тем более большинства неприятностей можно легко избежать.
Лодки горят
Материал ПВХ при контакте с огнем начинает плавиться, ужасно воняя ядовитым дымом, после пых, и пошел быстро гореть. А в случае, если уж бензина чуток попадет, то лодка пылает как настоящий военный корабль, получивший несколько прямых попаданий. Затем определенных приключений хоть огнетушитель в лодку бери…
Дело было на одном крупном озере, где спиннингисты разбрелись в поисках хищника каждый на своей лодке. Один искал рыбу так широко и усердно, что закончился бензин. До ближайшего берега далеко, до стоянки машины еще дальше. Позвонил друзьям, те подскочили, решили поделиться топливом. Все ставили второпях, поскольку рыба еще была не найдена, а дело шло к вечеру. И кому-то из друзей курить хотелось бы было прямо в период переливки бензина из бака в бак. Транцевая лодка «кайман» вспыхнула как спичка. Уж не знаю, как им удалось справиться с огнем, однако спасательная операция явно затянулась – весь задний баллон сгорел абсолютно, на практике в ноль! Благо сам транец остался цел, мотор каким-то чудом не пострадал, и отбуксировали несчастного погорельца к берегу. Вместе с тем сразу всем стал очевиден вред курения, и великая польза многосекционных надувных лодок, позволяющих оставаться на плаву даже при таких серьезнейших повреждениях.
Пострадавшую лодку эти ребята привезли в нашу мастерскую, мы ее восстановили, отрезав все сгоревшее, воссоздав заново баллон в цвет родного. Однако человек прост сигаретой устроил себе и товарищам не очень-то веселые приключения на свою пятую точку, и все могло закончиться существенно печальнее. Сгорать на рыбалке – это, безусловно, здорово, однако делать это необходимо в переносном смысле, а не прямом.
Нередко подпаливают лодки и на берегу, отогревая в морозную погоду, перед тем как сложить в автомобиль. Привычка хорошая, позволяющая лучше храниться материалу ПВХ, не любящему складок в сильно задубевшем состоянии. Однако отогревать стоит осторожно, держа на достаточном расстоянии от открытого огня, не отвлекаясь от процесса.
Кстати, хорошая подсказка тем, кто еще не владеет информацией. Бывает, лодка ПВХ немного обмерзает льдом, и рачительному хозяину может показаться, что данный лед надлежит убирать осторожно, чтобы не повредить сам материал, отогреть его, чтоб лет сам сошел. Это лишнее, ведь адгезия льда с ПВХ совсем слабая, и весьма стукнуть по корпусу, чтобы лед моментально отскочил.
Небрежности на охоте
Запомнилась лодка «велес» с серьезным огнестрельным ранением – сквозная пробоина примерно 20 на 20 сантиметров, будто противотанковым снарядом прошило. И как такое могло произойти?
Оказалась, обычная охотничья самоуверенность, могущая привести к жертвам. Человек поехал на охоту, зарядил дробовик, положил рядом, идет на лодке тихонько вдоль трости, высматривая утку. Опытный охотник стреляет с надувной лодки не первый раз, отдал немало лет любимому занятию, а ружье не предохранитель не поставил, причем сознательно, чтобы не мешкать с оперативным выстрелом. В итоге ружье каким-то образом само выстрелило в задний баллон, то ли от толчка, то ли еще как-то. Дробью в упор – это посерьезнее пули 12 калибра, ранения на таких дистанциях могут быть просто ужасными даже самой мелкой дробью. Благо на корме не сидел напарник. На данный раз обошлось. Хорошо, лодка четырехсекционная, и три оставшихся баллона позволили более-менее нормально возвратиться на берег. Лодку мы без проблем восстановили, установив большие двухсторонние латки, однако делая ее, сложно было избавиться от неприятного ощущения возможной беды, которая могла запросто произойти на этой надувашке. Теперь эта надувная лодка крутая и мужественная – с боевой заделанной пробоиной, еще раз ходит с хозяином на охоту и рыбалку, остается только надеяться, что человек будет всегда ставить ружье на предохранитель.