Четверг , 18 апреля 2024

Рыбная ловля в Норвегии

На рыбалку в Норвегии мы отправились с одного из многочисленных на архипелаге причалов на комфортабельном катере, вмещающем 11 человек. Кабина – отражение торжества технической мысли, тут были все необходимые для рыбной ловли приборы, включая, разумеется, современный рыбопоисковый эхолот, радар и навигатор.

Капитан повел судно на банку, расположенную всего в десятке километров от берега. Банка оказалась отличная – глубина на ее вершине всего несколько метров, а на умеренно крутых склонах вокруг нее можно было выбрать для дрейфа почти любую изобату.

Рыбалка в Норвегии

Рыбачить в Норвегии предполагалось на глубинах от 20 до 50 м. Первые проходы сделали по отмелям. На экране эхолота жизнь присутствовала, однако своими богатствами море делилось неохотно. В основном попадались маленькие сайды, пригодные разве что для наживки, да деликатесный, однако некрупный люр. Нам, конечно, хотелось подержать на удочки что-нибудь посолиднее, тем не менее и проходы по большим глубинам множества поклевок не принесли, лишь изредка баловали треска и сайда весом 2-4 кг.

Меня несколько удивили слова капитана, сказанные перед выходом в море, – что на морскую рыбалку у нас не больше двух часов, а потом, дескать, начнется бриз, и трудно будет отыскать подходящее место. Обычно-то как раз на волне и бывает лучший клев, а вот в штиль и рыба не слишком активная, и вялый дрейф не слишком содействует ее поиску. Старая истина подтвердилась и на данный раз: как только задул свежий ветерок, а на море показались пенные барашки, дело сходу наладилось. Молчавшие средние 30-50 м глубины сразу ожили, и в случае, если эхолот показывал рыбу, то вскоре у кого-нибудь случалась поклевка, а то и у всех рыбачивших сразу. Чаще попадалась сайда. Мне даже удался дуплет – и на пилькер, и на подвеску село по рыбине, причем большая из них оказалась весом под 5 кг, а меньшая – около 3 кг. Вполне достойно!

Только вернул приманку ко дну, как удочка еще раз изогнулось дугой. Нагрузка почти такая же, однако чувствовалось, что на крючке на сегодняшний день всего одна рыбина. Ею оказалась без нескольких граммов 5-килограммовая треска. И, должен сказать, противодействие она оказала изрядное. В случае, если тандем сайд достойно боролся лишь на первых 20 м от дна, то треска билась до самой поверхности!

Основной снастью для рыбной ловли в Норвегии капитан катера искренне считал внушительную катушку с намотанным на нее шнуром. На нем как водится, располагалась гирлянда из легких колебалок и традиционых силиконовых имитаций личинок угря, а на конце висело грузило – кусок арматуры. Оснастка эта охватывала значительный слой воды, и капитан , полагал, что в случае, если нужна рыба, то на эту полупромысловую снасть она и будет поймана, а три комплекта рыболовных морских снастей он приобрел специально под нашу поездку. Надеюсь, по результатам нашей рыбной ловли мы дали ему повод задуматься об эффективных способах ловли, так как именно удилищами была добыта на практике вся рыба более-менее солидного размера.

Эффективная оснастка стандартна – концевой пилькер весом 250 г, в метре выше него единственная подвеска на поводке – имитация личинки угря.

Клев был неплохой, однако не этот, чтобы забросил сразу выматывай с уловом, так что был прямой смысл поэкспериментировать. Маневра для проверки различных оснасток у нас не было по причине их отсутствия, по этой причине попробовали ловить как с подсадкой кусочков рыбного филе на коже, так и без нее. Скумбрии в конце мая на этой акватории не оказалось, по этой причине под филеровочный нож пошли мелкая сайда и деликатесный люр.

И вот что оказалось. Треске и сайде при ловле в открытом море было все равно, висит ли съестное на крючке или нет. Может, поклевок было чуть больше, однако не настолько, чтобы нам был смысл отвлекаться на нарезку рыбы, разве что будущие трофеи дольше удерживали приманку в пасти.

Мольвы на небольших глубинах ожидаемо не обнаружилось, зато сразу показал себя менек, и достаточно крупный. Вытащив рыбину слегка за 3 кг, я подумал, что данный морской налим окажется рекордным для этого дня, однако нет – андрей спустя полчаса вытащил дуплет – на подвеске висела приличная сайда, а на пилькере извивался менек весом под 5 кг! К слову, старшее поколение норвежцев к этой рыбе относится достаточно благосклонно, считая ее довольно вкусной, по этой причине капитан искренне недоумевал, почему мы отпускаем меньков, и вскоре пресек эту практику.

В общем, по итогам эксперимента можно сделать вывод, что при рыбалке на банках в подсадке филе большого смысла нет. В случае, если ее и применять, то насаживать лишь незначительной ломтик для запаха.

Затем того, как волна достигла высоты 1 м, смысл слов капитана о ловле до бриза сразу стал понятен. Высокий катер обладал солидной парусностью, и скорость дрейфа сразу повысилась. К счастью, в запасе на борту были 500-граммовые пилькеры, веса которых для глубин 30-50 м оказалось вполне весьма.

А вот вид пилькера, как и его цвет, особой роли не играл. Клевало на все. В случае, если в период дрейфа эхолот показывал наличие рыбы, то через считанные секунды как минимум одно удочка начинало сгибаться от рывков очередного трофея.

Первый выход в море прервался несколько неожиданно. Капитану позвонил его родственник и рассказал, что сетью выловил морского черта на 26 кг. Подобные чудища ловятся на глубинах 6олее 100 м и нечасто попадаются на крючок, а увидеть морского черта вживую захотелось всем. Как оказалось на месте, удачливый рыбак поймал аж 8 морских чертей. Значит, эта рыба в окрестных водах достаточно многочисленна, и будь у нас время, стоило бы попытать счастья в ее ловле. Ну, а в кулинарном плане морской черт просто восхитителен, даст сто очков вперед и самой треске.

Рыбалка в Норвегии

Заодно сметливый капитан пристроил родственнику наш улов. Хотелось бы признать, мера своевременная, так как при +20°С рыба начинает быстро деревенеть. Родственник же в свою очередь продемонстрировал разделку трески – пара минут, и от солидной рыбины остаются лишь две маленькие филейки. Я обратил внимание, что норвежец не допускает контакта острия филеровочного ножа с костями, с запасом обрезая плавники. Вокруг жабер он просто подрезал кожу и потом, сломав о край стола позвоночник, просто оторвал голову. Что ж, это разумно – при больших объемах переработки точить ножи пришлось бы по нескольку раз в день.

Когда мы вернулись в море, на нем метровая волна гуляла уже возле берега. На уловистое место капитан возвращаться не рискнул. Ловили совсем рядом с побережьем, на глубинах 50-70 м, которые через несколько минут дрейфа превращались в 100-120 м. Вот тут уже 500-граммовых пилькеров оказалось недостаточно. В случае, если сразу затем захода на курс не удавалось поймать рыбу, то оставалось рассчитывать только на удачу, так как для того, чтобы достичь дна на глубине 70 м приходилось сбрасывать более 100 м шнура. А над большей глубиной приманка уже парила где-то в толще воды.

Последующим местом нашей дислокации и рыбной ловли стало местечко шерьехамн, расположенное южнее согне-фьорда. Оно находится на перекрестье межостровных проливов, которые много веков служили торговыми путями. В XIX веке здесь была построена усадьба, с течением времени строения обветшали, однако в конце прошлого столетия ее купил рыбопромышленник ула бронос и сделал из нее что-то вроде туристического центра, в котором тесно переплетены богатая история этого места и современность. А какой туризм в Норвегии без рыбной ловли?

На акватории вокруг шерьехамна мы провели два рыболовных дня, исследовали ее и с бывшей рыболовной шхуны всем коллективом, и с небольших катеров. К сожалению, в обоих случаях рыбопоисковых эхолотов на судах не было, а потому впечатление получилось не вполне целостным.

Главное, что так сказать про проливы и фьорды – определить на глаз, по очертанию берегов, что глубину, что особенности рельефа на практике невозможно. Понятно, что под отвесной скалой будет глубина, однако какая 10 м или 80 м – и что будет к центру пролива – повышение или свал, не определишь.

Нам пришлось в первый день рыбной ловли ориентироваться на опыт и знание мест капитана шхуны, а во второй больше полагаться на удачу. Основной вывод, пожалуй, этот – в проливах среди шхер рыба есть, и достаточно достойная, однако для осознанной ловли требуется полноценное оснащение: навигатор, чтобы не плутать среди бесчисленных скал и островов, эхолот, чтобы отыскать скопления рыбы (а они нередко локальны) и качественные удочки.

В прошлогодней рыбалке и поездке по Норвегии со всем нужным был полный порядок, так как мы ездили по посещаемым рыболовным местам. Тут же, пожалуй, рыболовная глубинка. К примеру, капитан шхуны на полном серьезе заявил, что для ловли рыбы необходимо применять гирлянды, собранные на мотовильце с рукояткой, а снасти с концевым пилькером и одной-двумя подвесками выше нее – это так, для городских. Как и на архипелаге, рыболовные комплекты были куплены специально к нашему приезду и носили ярко выраженный бюджетный характер. На данный раз еще и на шпулю мультипликатора была намотана толстая… монолеска!

Впрочем, в этом был и несомненный плюс. Навряд ли когда-нибудь по собственной инициативе я бы сподобился поставить мононить на снасть для глубоководной ловли рыбы. А тут прекрасный повод разобраться чем это хорошо или плохо на деле. В теории у монолески плюсов могло могло быть два – меньшая заметность в воде, что могло обеспечить лучший клев, и меньшее число сходов.

Первое предположение проверить не удалось, так как не было для сравнения даже единственной снасти со шнуром. А вот без сходов при ловле на глубинах до 50 м, действительно, обходиться удалось.

В принципе леску используют на водных горизонтах до 30-40 м. На более глубоких местах ловить с ней уже дискомфортно – слишком заметна растяжимость. Поклевка не чувствуется – рыба виснет на крючке, для подсечки не всегда хватает размаха, да и при вываживании солидного экземпляра можно не успеть отвести его от каменистого дна, особенно в случае, если направление дрейфа – с глубины на мель. Вот в верхних слоях воды растяжимость лески уже была в плюс – она амортизировала рывки рыбы, в случае, если та еще не сдалась.

В общем, в протоках применять монолеску стоит только на незначительной глубине. Тем не менее в дни нашего пребывания в этих местах штиль и солнце заставили рыбу откатиться ниже, и более-менее серьезные экземпляры проявляли активность либо на глубинах от 40 м, либо в зарослях ламинарии.

Выход в этой определенной рыболовной ситуации видится в подсадке на крючки рыбного филе. Это лакомство рыба будет смаковать, и у вас появится несколько дополни-тельных секунд, чтобы обнаружить ее присутствие на крючке. Соответственно, игра должна быть с частыми подъемами чтобы не пропустить момент для подсечки. А дальше по логике вытекает, что высокие и резкие взмахи нужны лишь время от времени. В случае, если игра будет состоять только из них, то вы не столько привлечете рыбу, сколько отпугнете ее резкими маневрами габаритной приманки.

Основная рыба в протоках – люр, треска и сайда, для их ловли конец мая – не лучший сезон. По словам местных рыболовов, прекрасный клев здесь бывает зимой, однако это специфичная пора. Холодно, световой день довольно короток, пусть рыба и ловится исправно. Да и в летний период лучше приезжать в конце июня, когда в проливы заходит крупная сайда.

Для всех перечисленных рыб подсадка используется по желанию рыболова, однако раз уж она нужна исходя из особенностей удочки, то лучше применять незначительной, однако сочный ломтик, которыи подсаживается и на подвеску, и на один из крючков тройника пилькера.

Другое дело, в случае, если целевая рыба – мольва, известная любительница природных продуктов. Она предпочитает на пилькере полную филейку из полукилограммовой сайдочки или тресочки. Морскую щуку нам удалось обнаружить хоть и в четко очерченных ямах, однако на глубине всего

60-70 м.

Еще один достаточно частый трофей проток – морской окунь. Он ловился на разной глубине, однако, к сожалению, был откровенно мелковат. Чаще всего попадались рыбки длиной чуть больше ладони.

За крупным окунем необходимо отправляться на солидные глубины под прибрежными скалами, однако в таких местах, разумеется, эхолот и шнур в качестве основной лески просто необходимы.

Хотелось бы сказать, что межостровные проливы даже на удалении в несколько километров от моря не разочаровали. Мне доводилось слышать от рыболовов, исколесивших чуть ли не все атлантическое побережье Норвегии вдоль и поперек, что среди шхер навряд ли удастся поймать что-либо весомее пары килограммов. Наш опыт, причем в не безупречных условиях, показал, что это далеко не так. Треска, мольва и сайда попадались весом до 5 кг, а такую ловить рыбу уже довольно приятно. И это, по словам местных, далеко не предел. Да, рыбу приходится искать, и ловля, скорее всего, окажется трудовой, однако именно в этом особая прелесть для тех, кому интересна рыбная ловля как таковая, а не рыбозаготовка.

А уж само место ловли просто отличное! Куда ни бросишь взгляд – скалы, каменистые островки, где голые, где покрытые зеленью высокие сопки на горизонте… красота! И что ни говорите, однако и отсутствие крутой волны – тоже хорошо, принимать «драмину» не требуется. Для успешной рыбной ловли в Норвегии хотелось бы вначале определить удачное местечко из миллиона вариантов. Дрейф как правило слабенький, и попробовать сразу вес навряд ли получится. Наиболее продуктивные местa – ямы возле сужений проток и под крупными скалами, каменистые свалы с отмелей, выходы небольших второстепенных проливов на широкую акваторию.

Особенно запомнилось одно местечко, где вода огибала с обеих сторон узкий островок, и глубина была порядка 50 м. Скажу честно, мы отловились там скромненько, однако вода в тот момент была стоячей из-за пика прилива. А вот когда она движется, то на локальном участке возникают как зоны затишья, так и хитросплетения струй. Капитан шхуны подтвердил, что рыбная ловля тут как правило бывает отменная, и когда он сюда попадал на движущуюся воду, то без трески весом 6-7 кг обратно не уезжал.

Передвигаясь по шхерам, время от времени можно встретить подсказки – выступающие из воды металлические шесты с небольшим флажком. Так обозначаются мели посреди пролива. А флажок указывает на безопасную, читай, значительную глубину. Сразу возникает соблазн зайти против ветра на глубину так, чтобы дрейфовать по ветру, проходя мель по касательной. С эхолотом это прекрасный маневр, который наверняка окупится частыми поклевками. А вслепую, как оказалось, эта идея несет в себе много подводных камней, и в переносном, и прямом смысле.

Это мы постигли на личном эксперименте. Отойдя на несколько сотен метров от отмели, мы начали дрейф. Ожидали, что под нами будет глубина 50-60 м, однако с катушки слетело под сотню метров, а дно так и не обнаружилось. Приманками мы достали грунт существенно ближе к шесту. Однако подъем оказался со ступеньками, ближе к вершине еще и покрытый зарослями ламинарии. Зацепов хватало, однако удалось обходиться без потерь приманок. Зато жившая среди морской капусты треска оказалась на удивление красивой.

Так как дрейф в протоках как правило не слишком сильный, а рыба значительно менее агрессивна, чем на море, то тип пилькера имеет значение. Так называемые «шведские», с собственной игрой – сильным планированием – будут в самый раз. А вот на обычные плоские пилькеры подобного же веса, причем различных расцветок, рыба почти не клевала. Впрочем, возможно, дело в ее пассивности из-за штиля.

В оснастку хотелось бы непременно включить подвеску. Поклевок не слишком много, по этой причине любая в радость. Даже в открытом море имитации личинки угря довольно привлекательны и для трески, и для сайды, а в проливах поклевок на них как правило заметно больше, чем на пилькер. Даже в случае, если попадется мелочь, это хорошо пополнился запас наживки. В случае, если ее и так хватает, то пойманную тресочку можно отпустить.

А вот сайда или окунь затем подъема на поверхность уже не жильцы, крайне редко уходят ко дну и как правило становятся добычей вездесущих чаек. Это настоящие санитары водоема. Одна огромная гидрокурица сумела проглотить сайду, которая была едва ли не больше ее самой по размеру.

Интереса ради мы подбросили птицам рыбку покрупнее и не пожалели, став свидетелями целого воздушного спектакля. На сайду тут же набросилась самая крупная птица и начала ее неистово исклевывать. Чайки помельче завистливо следили за трапезой со стороны. И тут в небе появился орел. Большинство чаек тут же поднялась в воздух, чтобы атаковать незваного гостя. Одновременно на рыбу налетела еще одна крупная чайка, и там закипела баталия. Орел же серией воздушных маневров сбросил докучавших преследователей с хвоста и вошел в пике. Чаек-дуэлянтов с рыбы как ветром сдуло. Орел степенно подхватил добычу и гордо покинул поле боя. Признаюсь, именно эта картина стала для меня одним из самых ярких впечатлений от поездки. Такое стоит увидеть хоть раз в жизни!

Раз уж хозяин туристического центра занимается промышленным разведением лосося и форели, мы воспользовались возможностью посетить его владения. Сразу бросилось в глаза, что садки, в которых выращивается рыба, окружены высокой сеткой. Это, разумеется, сделано для снижения возможности побеге аквакультуры. И дело тут даже не в том, что жаль убежавшую рыбу, а, скорее, в заботе об экологии. В настоящий момент в реках Норвегии процент искусственно выращенной рыбы невысок (ихтиологи регулярно проводят контрольные отловы, вычисляя аквакультуру по большему расстоянию между годовыми кольцами на чешуе), и рыбопромышленники заботятся, чтобы положение дел не изменилось. Иначе экологические последствия сложно просчитать.

К слову, гуляя белой ночью в окрестностях усадьбы, мы увидели возле берега на редкость нарядную рыбку. Она явно контрастировала с суровым северным пейзажем и гармоничнее смотрелась бы где-нибудь в тропиках. Это создание оказалось губаном, говорят норвежцы, рыбка не только красива, однако и полезна, так как питается, помимо моллюсков, еще и лососевыми вшами – опасным паразитом, процветающим как раз на рыбоводческих фермах.На сегодняшний день идут исследования, цель которых – научиться применять губана в качестве естественного санитара в садках с выращиваемой рыбой.

Рыба в садках откармливается до веса 5 кг. Затем этого ее через огромные трубы закачивает вместе с водой в танки специального теплохода. Оттуда через те же трубы ее сгружают в садки возле перерабатывающей фабрики. И рыба прекрасно переносит такие процедуры. Неудивительно, ведь в генах лосося заложена способность к преодолению порогов на горных реках. Дальше рыба поступает из садков в разделочный цех, где ее потрошат, упаковывают и отправляют потребителям, в том числе и в россию…

Это было великолепное путешествие в страну,которая как будто специально предназначена для увлекательной морской рыбной ловли в Норвегии. Ясное дело, ведь не все норвежцы родятся с лыжами на ногах – остальные родятся с удочками в руках…

Рыбная ловля в Норвегии (ч.1) | долгая дорога | морская рыбная ловля | жареная треска на воке.

Смотрите также

Ловля в зимнее время форели на платниках

Не буду сразу говорить о рыбалке, а остановлюсь на некоторых фактах и обстоятельствах, которые, в …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *