Вторник , 7 февраля 2023

Самодельный пайол для надувной лодки

Есть у меня небольшая одноместная гребная ПВХ-лодка, которую я зачастую беру на рыбалку. В поплавочной ловле она помогает точнее определиться с местом рыбной ловли, применяя эхолот, поставить буек, порыбачить на зорьке, осуществляя проводку на реке или на карасевом пруду. В спиннинге неплохо подходит для облавлИвания окрестностей, помогает пройти сплавом по реке, хороша она и для небольших водоемов.

Однако, как и на большинстве одноместных лодок, на ней не предусмотрен пайол. С одной стороны, это заметно уменьшает массу и габариты упаковки при транспортировке, а с другой – остаешься без преимуществ жесткого настила. А они существенные. Для начала, ото намного большее удобство при ловле: появляется возможность перемещаться в лодке; помимо этого, для меня, как поплавочника, важным фактором несомненно является устойчивость ведра с прикормкой – важно, чтобы при любом движении оно не опрокидывалось. Лодка с жестким дном легче идет под веслами, позволяя затрачивать меньшее усилие для гребли. Так как приобрести пайол заводского изготовления на эту модель лодки нельзя, пришлось его делать своими силами.

Самодельный пайол для надувной лодки

Материалы

От водостойкой (бакелитовой) фанеры я отказался сразу – слишком она тяжелая, преимущество малой массы комплекта сразу теряется, да и, как выяснилось, приобрести ее не так просто. Решил применять обычную фанеру толщиной 6 мм прошедшую обработку от влаги. Стандартный лист фанеры точно по размеру распилил в магазине «леруа мерлен», и везти ее стало удобно. Поначалу сомневался в прочности и жесткости 6-миллиметровой фанеры, однако незначительной квадрат (заготовка для пайола) оказался вполне жестким, а с точки зрения того, что он станет опираться на дно и воду, да еще будучи связанным с другими кусками, выяснилось, что и прочности вполне весьма. Наверное, прыгать в лодке он не позволит, однако комфортно перемещаться и разместить все снаряжение вполне возможно. Ловить стоя я не собирался – небольшая лодка сама по себе неустойчивая, а свалиться за борт навряд ли у кого входит в планы рыбной ловли. Зато подобный пайол оказался максимально легким из всех возможных вариантов.

Фанеру, естественно, хотелось бы защитить от воды. Современные лаки и пропитки с этим отлично справляются. У меня уже был незначительной опыт в производстве пайолов: тогда я пропитал фанеру обычной декоративной пропиткой, защищающей от влаги. Несколько лет использования не выявили каких-либо проблем, разве что в углах стали появляться признаки разрушения. На сей раз я решил сделать защиту более основательной и купил небольшую банку недорогого яхтенного лака. Еще понадобились несколько кисточек: одна-две для нанесения лака в два слоя и маленькая (дюймовая)-для клея, а еще валик или шпатель для разглажИвания ткани.

Раздельные листы фанеры требовалось соединить между собой в пайол. Вариант жесткого соединения я не стал рассматривать-для гребной лодки это лишняя масса и дополнительные операции при сборке-разборке. Оптимальным оказался вариант склеИвания листов фанеры полосками ткани ПВХ; правда, были сомнения относительно прочности соединения клея и лака на фанере. Ткань у меня была; впрочем, ее несложно купить. Понадобилось еще несколько тюбиков клея для ПВХ (у меня ушло примерно 150 мл). Затраты на материалы составили не более 1000 рублей.

Изготовление

Самым сложным оказалось выяснить, с каким зазором пайол должен вставляться на дно лодки. Удалось поговорить с производителями лодок, которые сказали, что зазор должен быть около 5 мм. Сделав именно этот, я все же несколько промахнулся, так как данный зазор рассчитан на более толстую фанеру дна; для моей можно было делать на практике враспор. На надутой лодке хотелось бы натянуть ткань дна поперек бортов и измерить полученное расстояние. Для удобства все это можно сделать с внешней стороны плавсредства. Отняв 2-3 мм, получаем необходимую ширину листа фанеры.

Длина пайола измеряется по длине дна лодки. Чтобы точно повторить контуры дна в носовой и кормовой частях, сделал шаблон из картона. У меня имелось достаточно существенное ограничение по длине и ширине сложенного пайола, так как хотелось вписать его в платформу-стол, которая на практике всегда со мной на рыбалке. Из-за этого я пожертвовал длиной пайола и сделал его чуть короче, чем дно лодки, немного отступив от носовой части. Плюсом в данном случае стало то, что линия перегиба дна (у меня лодка со слегка поднятым носом) легла как раз на место стыка листов. Это совершенно не сказывается на удобстве пользования лодкой, зато пайол в собранном виде отлично укладывается со столом в автомобиль. Мой пайол получился из четырех частей.

Фанеру точно по размеру я распилил еще в магазине, осталось обработать углы и боковые стыки. Все торцы (которые прилегают к лодке и будут состыковываться, а после склеиваться тканью ПВХ) закруглил, все углы сделал по радиусу, в этом мне помогла «болгарка»» с лепестковым кругом. Не должно оставаться ни одного острого угла или кромки, которые могут повредить ткань. Окончательно со всех сторон обработал края мелкой шкуркой на тканевой основе. Самая грязная часть работы – покрытие лаком. Фанеру хотелось бы обработать со всех сторон без пропусков. Срок высыхания лака – несколько дней; затем первой выдержки зачистил вновь со всех сторон для лучшей адгезии, а еще убрал недостатки, подтеки и залакировал начисто. Как показала практика, двух слоев лака вполне весьма. Дополнительно окрашивать пайол я не стал – светлый меньше нагревается на солнце. Через несколько суток, когда лак абсолютно полимеризовался, приступил к самому сложному – склейке листов лентой ПВХ.

Для качественной склейки клеем для ПВХ желательно пользоваться промышленным феном, который нагревает клеевой шов и удаляет из него растворитель. Склеивать надлежит четко по инструкции. Листы фанеры хотелось бы склеивать лентой так, чтобы она позволяла складывать пайол «гармошкой». Для этого одну сторону я клеил, разложив фанеру на полу на газете, а другую – в сложенном состоянии. Хотелось бы учесть, что клей для ПВХ, который можно приобрести в магазине, не предполагает коррекции деталей при склеИвании, а значит, хотелось бы сразу точно позиционировать все детали. Помогает в этом предварительная разметка карандашом. Затем соединения деталей я прикатывал ткань пластиковым узким шпателем для удаления пузырей воздуха. Носовую часть приклеил так, чтобы она немного изгибалась вверх, повторяя контур дна. Затем склеИвания необходима выдержка в течение нескольких суток, затем чего можно проводить долгожданные испытания на воде.

Масса пайола для моей лодки составила примерно 3,5 кг, что не слишком увеличило массу комплекта. Кстати, при необходимости пайол можно оставить дома при эксплуатации в течение рыболовного сезона склейка фанеры и ПВХ-ленты не разошлась, а лак надежно предохранял пайол от воды и грязи. Хотелось бы сказать, что это мой первый опыт в производстве пайола типа «книжки», и он оказался успешным. Я уверен, что у любого рыболова также все получится.

Пол в лодку ПВХ своими руками. Способ и аспекты изготовления.

Смотрите также

Офсетный крючок: особенности и правильный выбор

Данная оснастка отличается от классических крючков своей формой, похожей на букву z, в которой присутствует …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *