Четверг , 28 марта 2024

Рыбная ловля в Финляндии

Уже на пункте таможенного контроля на станции вайниккала стало понятно, что захваченные с собой теплые вещи точно не пригодятся. Грешным делом подумалось и о том, что и удочки могут не пригодиться тоже, ибо понятие «клев» как-то не вязалось с жарким солнцем и безоблачным небом, тем более что речь шла о ловле щуки. Ну и ладно, ну и не за рыбой мы вовсе ехали, а мир посмотреть, себя показать. А согнется ли спиннинг в дугу, завизжит ли фрикцион — это уже дело третье.

Однако затем подробного ознакомления с программой пребывания, озвученной нашим обаятельным гидом яйной консти все грустные мысли улетучились сами собой, а вместо них появилась твердая уверенность в том, что предстоящие дни будут действительно незабываемыми. И вот многочисленный скарб разложен по багажникам автомобилей, и одометр начал мерно отсчитывать наши первые километры по финским дорогам…

Рыбалка в Финляндии

озерная рыбная ловля в Финляндии

Финляндию нередко называют страной тысяч озер. Воображение рисует вместе с тем водяные блюдца, разбросанные туг и там, и напоминающие чем-то пруда рязанской мещеры или же каскады подмосковных водохранилищ. Во всяком случае, у меня это было именно так. И только оказавшись среди этих тысяч озер я осознал, насколько бедны были мои представления о водных просторах этой северной страны.

Куда ни брось взор — повсюду вола! Как турист я был в восторге: никакого моря не хотелось бы! Тем не менее как рыбак, озадачился целым рядом проблем: где искать рыбу, правильно ли выбраны приманки, активен ли в такую жару хищная рыба? Ответ на последний вопрос я неожиданно получил прямо в машине. На извилистом участке дороги водитель сбросил скорость, и я увидел из окна автомобиля как стайка рыбешек, спасаясь от хищника, выпрыгнула из волы. Значит, жара рыбалке не помеха! Вперед, за трофеями!

Наша команда ловила на различных озерах, а точнее на различных участках единой системы озер. По рельефу и структуре дна все они были по сути одинаковы, однако для меня до этого времени осталось загадкой, почему в одних местах с щукой соседствовал язь и не было поймано ни одного окуня, а в иных, наоборот, наряду с зубастой попадался окунь и не было поймано ни одного язя. Ну а теперь обо всем по порядку.

Самый лучший способ гарантировано быть с уловом, так это воспользоваться услугами рыболовного гида. Я и мои коллега дмитрий так и поступили. На рыбалку мы отправились на двух катерах, договорившись связаться по рации в случае «небывалого жора», что позволило бы второму катеру приблизиться к заветному месту. Однако никаких маневров делать так и не пришлось. Еще находясь в поле видимости друг друга, а точнее на расстоянии, где для общения никакая рация не нужна, мы поочередно кричали «есть!», и на катерах начиналась суета, связанная с вываживанием рыбы.

Теперь надо сделать отступление и поговорить о «языковом барьере». Гид, с которым рыбачил я, прямо в процессе изучал по учебнику русский язык. Я старался говорить на позабытом уже английском, он — на только что выученном русском, и мы неплохо понимали друг друга, хоть и общение наше носило немного комичный характер. Туристов из России, приезжающих в Финляндию ради рыбной ловли. Весьма, а потому в случае, если вы не знаете языка — не волнуйтесь, вас непременно поймут!

Мой гид не мог понять только одного: почему я радуюсь килограммовому язю больше, чем трехкилограммовой щуке, и хочу подольше задержаться на точке, где клюют язи, вместо того, чтобы отправиться на поиски big pike. Не знает финский рыбак, что язь в России скоро будет нуждаться в не меньшей защите, чем в Финляндии сайменская нерпа…

К сожалению, я так и не смог правильно произнести имени гида, а потому боюсь написать его неверно. Однако главное не в имени. А в том, что по окончании рыбной ловли мы по-дружески обнялись и обменялись подарками. В качестве презента я получил блесну «куусамо», на которую «вчера была поймана щука на 5 кг». Хорошая память о этот рыбачке! Только с нашего катера было поймано семь язей и… сложно сказать сколько щук.

По прибытии в пункахарью я опять наблюдал радующую душу картину: два ребенка, мальчик и девочка, ловили спиннингами с причала, умело забрасывая блесны в прозрачные воды пруда пихлаявеси. А прямо за их спинами, на берегу – расположилась детская площадка. Лови рыбу, качайся на качелях, катайся с горки — просто безупречное место для отдыха с детьми.

Уезжать не хотелось, однако машина уже стояла «на парах», готовая отвезти нас к последующей точке нашего маршрута. Обосновались в уютном коттедже на берегу, рядом причал и лодка с мотором. Как выяснилось, при аренде коттеджа лодка входит в стоимость услуг. Сразу закралась мысль вернуться сюда поздней по осени, когда, со слов местного рыболова, здесь в ветер и дождь клюют самые крупные щуки.

Утром проявляем самодеятельность и выхолим на воду без егеря. Мы же теперь знаем, где стоит местная рыба. Однако не тут-то было! Добрая половина рыбной ловли уходит на переметение однако озеру в поисках перспективных мест. Правда, в случае, если одно из таких мест удается отыскать, щука не заставляет себя ждать и поклевки следуют одна за другой. Как и днем ранее, обследуем заросшие травой отмели вблизи островов. Заметили одну особенность: вероятность получить поклевку напрямую связана с наличием приличной глубины по соседству с мелководьем. В случае, если нет свала, и дно понижается пропорционально, то можно лаже и не забрасывать. Отличное место также нашли прямо возле берега, в каменном кармане, где скопился малек, которою и «пасли» зубастые хищницы.

Однако пора возвращаться на базу. У нас есть всего час для отдыха. Вещи оставляем на причале, никто их здесь не возьмет. Далее можно только удивляться организаторским способностям пригласившей нас стороны. В окне замечаем большой катер, прибывший за нами строго по расписанию. Выходим на причал и узнаем, что вещи уже погружены. Сервис, о котором можно только мечтать. Путь наш лежит в орави, где нас ждут остальные участники нашей экспедиции. Катер под мощным мотором, несущийся по водной глади системы озер вуоксы — только ради этого стоило ехать сюда, ибо такое обилие красот не увидишь и за годы путешествий.

Тактика ловли и приманки

Однако мы не просто туристы, мы — рыболовы, а потому самое время поделиться своим скромным экспериментом с теми, кто задумает посетить эти удивительные места, захватив с собой в поход не только фотоаппарат, однако и спиннинг.

Егеря настоятельно советовали нам ловить на колебалки однако мы все же сделали ставку на воблеры, хотя применение блесен было отчасти оправдано: кристально чистая вода, благодаря которой видимость достигала 10 м, безупречно подходила для ловли большой блестящей приманкой, способной притечь хищника издалека. Однако мы решили, что в тридцатиградусную жару щука не настолько активна, чтобы «бегать» на дальние дистанции и стали ловить точечно. Катера перемешались от одного острова к другому, от одной плантации травы к другой, и проводка вобл еров с отмели на глубину неизменно приносила успех.

Как выяснилось путем эмпирического эксперимента, самые крупные щуки находились в глубине зарослей, а их более мелкие собратья дежурили вдоль кромки травы. Самая продуктивная тактика – заброс воблера в окошко среди водорослей, небольшая пауза, а после не довольно резкий твичинг. Все поклевки на практике в начальной стадии проводки, однако бывало и так. Что рыба шла почти до лодки, и в прозрачной воде было интересно наблюдать за атакой приманки хищником.

Язи держались рядом с щуками, однако не в самих зарослях, а поблизости. Видимо, объект охоты был у них общий, а таким крупным язям (весом от 800) г и выше) бояться шук было просто неприлично.

Если относительно приманок, то при первом выходе на воду у меня вне всякой конкуренции оказался воблер crackjack 98 F-SR от pontoon 21. Не только щуки, однако и все язи (!) были пойманы именно на него. У моего коллеги фаворитом выступил ZBL system minnow 123 fot компании zip baits. На втором выходе, когда ловили вдвоем с одной лодки, чуть ли нс через час рыбной ловли мы с удивлением обнаружили, что у нас стоят одинаковые ириманки, только разной расцветки cheeky 80 F-SR. Эксперимент также подтвердил, что в прозрачной воде лучше работают натуральные расцветки.

В таких условиях был бы незаменим джерк и это не домысел: как в лодках наших егерей, так и в иных лодках, джерковые удочки в большом помете. Ну и конечно пригодятся колебалки — их эффективность проявилась уже на последующем выезде.

Мы отчалили от пристани в орави долго шли по воле уже на трех катерах с другой командой гидов. Поначалу ловили на воблеры причем достаточно успешно, только теперь вместо язей наряду с щуками влетали настоящие горбачи. Мой самый крупный, взвешенный на каких-то странных весах времен средневековья, потянул на 900 г, хотя на вид он был точно не менее килограмма. Соблазнился он все тем же «чики». Не успел я войти в азарт (порой за одну проводку следовало по несколько поклевок), как зашипела рация и раздавшийся из нее голос скомандовал: «снимаемся — едем за крупной щукой». Ну что ж, воля коллектива — закон.

Как выяснилось, самые крупные щуки держались вовсе не на мели. Егерь в ничем не примечательном на вил месте заглушил мотор, и руководствуясь какими-то только ему известными ориентирами, стал указывать мне. Куда забрасывать приманку. Я огляделся — кругом вода. Не все ли равно, где ловить? Размахнулся для забрасывания, однако услышал категоричное «no!», мол, не туда метишь, кидай куда говорю. Однако тут с первого катера нашей, стоящей в ряд. «флотилии» донеслись крики, и было видно, что на борту происходит знакомая каждому рыболову суета. вываживание явно затягивалось мы тихо подошли к счастливчикам, чтобы поближе рассмотреть происходящее. И вот она — долгожданная финская щука весом 6,3 кг. Поймана на первых забросах с помошью колеблющейся блесны. Недаром мне егерь советовал поставить «дойнику». Я не послушался, а вот алексей внял совету и был вознагражден -многолетний опыт и проверенная приманка сделали свое дело.

На обратном пути встретили катере промысловиками, занимающимися ловлей ряпушки. Самые любопытные перебрались на их судно. Странно было наблюдать, как рыбаки выкидывают за борт форелей, случайно оказавшихся в улове.

Однако нот уже виднеется вдали пристань орави. Озерная рыбная ловля подошла к концу. Как-то грустно расставаться, однако нас еще ждет впереди ловля на порогах.

Теперь можно и отдохнуть: роскошный коттедж и ярвисюдан делает данный отдых незабываемым. В его стенах чувствуешь себя настоящими буржуа: роскошные комнаты, кухня, ТВ. Интернет, веранда. Кстати, название центра отдыха ярвисюдан переводится как «сердце озера», расположен он в рантасалми всего в 160 км от Российской границы. Не успели разместиться, как нас уже зовут в ресторан. Национальная кухня просто великолепна. Великолепна и девушка которая поет что-то из местного фольклора)

Сытые и счастливые жалеем только об одном: не осталось времени для ловли судака, а один этот попался, и весил он 5,5 кг. Местные ловят его в основном троллингом, однако и джиг тоже в почете. Увидев в лодке финских рыболовов джиговые приманки с внутренней огрузкой, которые, кстати, продаются в России, однако мало востребованы, я понял, почему они можно использовать именно их. Дно в озерах в большинстве своем каменистое и риск застрять среди камней у приманок подобного типа достаточно невелик. Так что, собираясь на пруда Финляндии, захватите с собой воблеры покрупнее, колебалки весом от 10 до 25 г и джиговые приманки. Только приманки эти быть должны крупными: мой трехдюймовый риппер рыболовецкий гид счел уж слишком маленьким.

Рыбная ловля хоть и отдых, однако от подобного отдыха нередко хочется отдохнуть. Чисто физически трудно выдержать ранние подъемы, беспрерывную работу снастью, да и в Финляндии действительно есть на что посмотреть.

Незабываемое впечатление оставил государственный музей культуры леса и лесного хозяйства luslo. По его экспонатам можно нагл ял и о проследить эволюцию технической мысли: от примитивных, однако сегодняшним меркам, орудий груда до сложных и многофункциональных машин современности. Однако не только техника несомненно является здесь основным объектом интереса, однако и история, природа и даже мифология.

Не меньшее впечатление произвело посещение крепости олавинлинна, в которой располагается музей истории крепости и православный музей. Да и сам город савонаднниа в котором и находится крепость, просто завораживает своей красотой.

На десерт мы отправились на «покатушки». В программе они были представлены как «сафари на автомобилях лада нива». По ужасно разбитой дороге, проторенной среди вековых сосен, пронеслись четыре русских «нивы»! Адреналин не меньший, чем от вываживания трофея! По прибытии н точку сбора, каждый пытался громче иных поведать о своих дорожных приключениях. По всему было видно, что равнодушным к этому виду отдыха не остался никто.

Возле наших родных «нив» мы попрощались с яаной, которая, кстати, форсировала бездорожье вместе с нами. От расставания на душе было как-то не по себе, тем не менее утешало то, что нас уже ждал последующий проводник, марко, готовый отвезти нас на знаменитые финские пороги.

Ловля на порогах

Ласакоски (lasakoski) где располагаются известные пороги, интересны в первую очередь любителям нахлыста. Во всяком случае, так нам объяснил местный рыболовецкий гид. Мой коллега дмитрий отправился исследовать бурный поток с искусственными мушками, а я спустился ниже по течению, где вода поспокойнее, дабы половить на спиннинг.

Место чем-то напоминало речку угру в верхнем течении: мелководье, тут и там высунувшиеся из воды лысые головы валунов и быстрые, разделяемые ими потоки. Однако пороги не имеют отношения к понятию река, это протоки, соединяющие соседние пруда, однако дня рыбной ловли они от этого не менее интересны.

На берегу уютный гостевой ломик. Через переводчика узнаю у Финского рыболова, что он приехал за форелью, однако ждет ночи, поскольку из-за жары это теперь самое благоприятное время для рыбной ловли. Расстраиваюсь окончательно: ловить лучше нахлыстом да еще и ночью, а у меня вертушки да кастмастеры и по плану только дневная рыбная ловля. Однако что делать, ловить-то хотелось бы.

Делаю первый заброс без особою энтузиазма, как, впрочем, и второй. Однако на втором забросе чувствую робкий удар. Забрасываю в то же место — есть! « вот он — лосось!» — вихрем проносится в голове. Удочка с тестом 2-8 г. Изгибается дугой, фрикцион визжит, и затем яростного сопротивления на берегу оказывается щука под трешку. Хорош лосось! Однако руки все равно трясутся от полученного адреналина, возникают мысли поставить поволок, раз уж местный лосось этот зубастый. Однако что-то останавливает наверное, нежелание делать изящную спасть более грубой. Еще несколько забросов и фрикцион опять стонет. Мысленно прощаюсь с блесной, однако вижу вдалеке что-то золотистое. Ура — язь! Да какой! Потянул аж на 1.5 кг. Уезжая с озер, я больше всего жалел о том. Что в скором времени именно эту рыбу мне половить не удастся, и вдруг этот подарок. Однако потом подарки пошли один за другим. Подобного гиганта больше не попалось, однако «полкилошники» брали исправно, сопротивлялись яростно, и двое из них перетерев леску о камни, умудрились уплыть вместе с блеснами. Благо, крючки на блеснах одинарные и безбородые — авось освободятся рыбки от моих обманок. Затем связи по рации выяснилось, что на «бурлилкс» хоть и лениво, однако все же поклевывала форель, тем не менее затем моих слов о «язевой атаке». Дмитрий оставил нахлыст и прибежал ко мне со спиннингом.

Язь хватал вес. Что блестело и двигалось. Перебросав все вертушки, я принялся за «кастмастеры». Причем не только за породистые. Язь подделки не заметил. Как же я корил себя за то что не взял из Москвы все колеблющееся и вращающееся, юлами пылящееся в шкафу! А не сделал я этого только из-за лени. Дело в том что на порогах спиннингом можно ловить только с приманкой, оснащенной одинарным безбородым крючком. Переделав несколько «меппсов» и «кастмастеров» я так намучался, что заказал товарищу блесны mosca. У большинства моделей которых тройники можно снять не сложным смешением сердечника. Наловившись вдоволь, вечером мы отправились наблюдать за финскими мастерами нахлыста. Зрелище не менее интересное, чем блокбастер. Сколько же трудов уходит на то, чтобы вытащить на берег бойкую рыбу из мощной струи! В данный раз мы форель не поймали, однако в случае, если и вернемся сюда еще раз, то нашей основной целью будет все-таки язь!

И гиды, и местные рыболовы, узнав, что мы из России, сразу ставили предположение, что наша команда из петербурга. Это и понятно: от Питера до этих заповедных мест рукой подать. Однако и Москва на самом деле не так уж и далеко, особенно в случае, если учесть, что поезд уходит с ленинградского вокзала поздно вечером, и большинство пути проходит во сне пол мерный стук колес.

А всего менее чем через одиннадцать часов вы уже оказываетесь на станции вайннккала и пройдя таможенные формальности буквально за пару минут, вступаете на землю гостеприимной Финляндии, которую справедливо называют «страной тысяч озер».

Ловля лосося в Финляндии на озере Сайма. Как ловить, когда, где и на что? Особенности и аспекты.