Начну с исторического экскурса. Мой самый первый крэнк я сделал сам – было это более 30 лет назад. Вырезал из липовой чурки тело, вклеил дюралевую лопасть, подгрузил покрасил -серебрянкой- и отправился на ближайшую удобную акваторию, коей оказался белопесоцкий песчаный карьер. Уже минут через десять стало понятно, что ловить на воблер мне не хорошо подходит. В случае, если привычную колеблющуюся блесну я затем забрасывания опускал на дно, а потом спокойно вел по восходящей траектории, облизывая профиль дна, то воблер в первой половине проводки зарывался в воду на удалении ото дна и только когда оказывался ближе к берегу, на него натыкался выходило как-то нерационально – большую часть своего пути крэнк проходил с минимальными шансами на поклевку. Одна поклевка в тот день все-таки случилась, однако вместо поимки щуки она закончилась срезом воблера, ибо о металлическом поводке я тогда не позаботился.
Затем той рыбной ловли сделал вывод, что на глубоко ныряющий воблер надлежит ловить с лодки, а не с берега. Тогда, в случае, если забрасываем под берег, уходящий вглубь воблер надлежит над понижающимся профилем дна как бы на бреющем полете. Позже, когда мне довелось половить на глубоководные крэнки с бассового катера, я лишний раз убедился в справедливости подобного заключения. Проводка дип – крэнка как и в случае с джигом, выходит более правильной, когда приманка идет с более мелкого места на глубокое, что чаще удается осуществить в лодочной ловле.
Тем не менее мысль о том, что на ныряющие крэнки можно столь же успешно ловить и с берега, то есть с – неправильной- стороны, меня не покидала. На сегодняшний день я накопил достаточный опыт, чтобы оформить его в попноценную публикацию.
На крэнки как известно, довольно неплохо ловятся белые хищники. Эти приманки считаются едва ли не основным инструментом, когда дело касается ловли голавля, язя и жереха, в случае, если вопрос дальности забрасывания не стоит остро. Однако все же нас больше интересует сероватая тройка: окунь, щука и судак.
Время от времени я наталкиваюсь в периодике или в интернете на публикации о применении крэнков в ловле этих хищных рыб, и создается впечатление, что содержательная часть таких публикаций базируется не на реальном эксперименте авторов, а в значительной мере навязана интересами торговли. Завезла, к примеру, некая фирма полный ассортимент воблеров какой-то марки, и минноу быстро разошлись, а крэнки зависли. Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, фирма обращается к владеющему пером эксперту, и тот, основываясь на самых поверхностных впечатлениях, пишет об этих крэнках статью. А то что человек слабо знаком с предметом описания, бывает понятно только специалистам.
Я постараюсь построить свой рассказ только на реальных фактах, без домыслов и приукрашИваний. Надеюсь, что мне удастся вызвать интерес к крэнкам.
Речь пойдет о среднекрупных крэнках. Примерно от 10 г и выше, так как мы собираемся ловить щуку, судака, а еще окуня от среднего и выше. Если относительно глубоководности, уберем из рассмотрения воблеры SSR-класса (то есть подповерхностные), поскольку с ними все весьма легко и понятно. Оставим плавающие крэнки, рабочий горизонт которых примерно 1-3 м.
Если относительно окраски мелководных минноу, я считаю интерес к этому рыбы третьестепенным, а для рыболова лучше, когда спинка воблера более заметная; яркая или хотя бы светлая. Так удобнее осуществлять визуальный контроль приманки, что на мелководье бывает отнюдь не лишним. С крэнками – все примерно так же. Несмотря на то что речь идет не совсем о мелководье и модели используются не самые приповерхностные, визуальный контроль из-за особенностей проводки в этом случае тоже важен. По комплекции стоит выделить два типа интересующих нас воблеров. Это во-первых, самые радикальные крэнки – типа фэта или чего-то весьма близкого к ним. Во-вторых, шеды или что-то слегка переходное по геометрии от шедов к минноу. Их тоже отнесем к крэнкам так как им присуща характерная крэнковая игра. Разве что техника проводки одних и иных воблеров может несколько различаться.
Есть мнение, что на крэнки хищная рыба хорошо отзывается только в теплой воде, что для средней полосы приблизительно соответствует периоду с середины мая до конца сентября. В целом это пожалуй, верно, однако на моей памяти была масса исключений. К примеру, нынешней весной, в самом начале апреля, крэнки прекрасно работали на водоемах поймы, в окрестностях базы авалон, при температуре воды около 8°С. Или на москве-реке в центре столицы, где вода не такая горячая, как на выходе из города, окунь и судак стабильно ловятся на крэнки вплоть до начала ноября. Однако в летний период, разумеется, шансы в целом повыше.
Характерные места ловли я бы разделил на два типа, каждый из которых требует особого подхода. К первому относится естественный берег самой обычной речки, озера, пруда; ко второму – гранитная или бетонированная высокая набережная. По сути, это два различных вида рыбной ловли, в которых объединяющим составной частью выступает только одно; в качестве приманок используются крэнки с формальным рабочим горизонтом несколько большим, чем было бы оправданно, в случае, если руководствоваться только значениями глубин в месте ловли.
Стритфишинг в в последнее время становится все популярнее. Это касается не только Москвы и Питера, где офисные клерки в обеденный перерыв замещают поедание фаст-фуда упражнениями со спиннингом на москве-реке и неве, однако и, как выяснилось, многих иных наших городов. И в случае, если прежде в этот рыбалке редко когда находилась альтернатива джигу и поводковым оснасткам, то теперь все, чаще ловят на воблеры. Это не вяжется с идеей забросить подальше и поймать фарватерного хищника просто потому, что воблеры далеко не летят.
Итак, ловим в прибрежной полосе. В случае, если постараться, воблер можно отправить и за 40 м. Однако нам это не необходимо. Наша рыба – та, которая держится в пределах двух десятков метров от бетонного парапета. При внешней монотонности эта зона в подводной части как правило довольно разнообразной и по рельефу, и по всевозможным обьектам, будь то самая обычная, однако распределенная неравномерно трава, ряды свай и попавший вводу мусор. Тем не менее глубины здесь редко могут быть значительными – как правило 1-2 м. Однако воблеры мы выбираем с горизонтом в 2.5-3 м. Не все конечно, однако и такие тоже. Из характерных моделей, на которые мне доводилось вылавливать по несколько десятков москворецких рыб, назову ever green СС predator, lucky crafl US shad. Dream-fish shaky 18, kosadaka kurado DD 60.
Рисунок проводки крэнка при ловле с набережной чем-то напоминает хорошо всем знакомую джиговую ступеньку, только осуществляемую наоборот. Джиг в моменты остановки подмотки падает вниз, а при вращении катушки идет по наклонной вверх, воблер же именно при подмотке заглубляется и тыкается в грунт, а на паузе – всплывает, в случае, если, конечно, используются плавающие модели.
Все сказанное – свидетельство того, что проводка отличается от простого идиот-бейтинга, так как воблер ведется не монотонно, а с остановками. Нечто похожее практикуется и в классической ловле на крэнки, при которой воблер в основном идет пропорционально, однако иногда натыкается лопастью на донные неровности, веточки, что приводит к сбою, нарушению монотонности проводки и используется как фактор, провоцирующий поклевки. Ключевое слово в последнем предложении – иногда. При ловле же с набережной это происходит, может, и не со всяким воблером и не на каждой проводке, однако все же вполне системно.
Характерная проводка выглядит так. Забрасываем под 45-60° по отношению к береговой линии. Делаем четыре-пять оборотов в темпе выше среднего, вместе с тем воблер уверенно заныривает на глубину, однако сразу дна не достигает – там для него еще глубоковато. После уменьшаем скорость подмотки до условно средней и продолжаем проводку. Воблер уходит еще ниже, а дно. Наоборот, повышается, и в какой-то момент приключается их встреча. Это весьма четко ощущается рукой. Далее останавливаем подмотку и даем воблеру немного всплыть. Снова делаем несколько не быстрых оборотов, и еще раз крэнк утыкается в грунт. На какой-то стадии, когда глубина оказывается 1 м или того меньше, можно поднять повыше вершинку удочки, чтобы воблер тыкался в дно не так резко. Кроме подобной равномерной проводки с паузами, полезно бывает ввести элементы твичинга. Особенно в случае, если ловим больше не судака, а окуня, а воблер – не радикальный крэнк (типа фэт), а что-то переходное от шедов к минноу и не довольно сильно плавающее.
Стратегия и тактика воблерной ловли с парапета построена на триедином визуальном восприятии. Триединство хотелось бы понимать так: нам довольно важно видеть дно и подводные объекты – раз, свой воблер – два и рыбу – три. По этой причине строго необходимый компонент экипировки – поляризационные очки. Я иногда беру на рыбалку две пары; с фильтрами с зеркальной внешней поверхностью – для яркого освещения и с желтыми фильтрами – на случай в случае, если небо вдруг заволокут облака или я задержусь на реке до сумерек.
В случае, если вода весьма прозрачная, то визуально мы можем отследить то. Что называют -ближней бровкой. Это достаточно размытая линия, разделяющая ту часть прибрежной полосы, где дно еще как-то визуально (благодаря относительно светлому тону) угадывается, и ту часть, где дно пропадает. Линия ближней бровки вовсе не непременно прямая, как линейка. В ней приключается заметить ниши и выступы. Им стоит уделить чуть больше внимания, чем обыкновенный прогонным участкам, и сделать на них пару-тройку дополнительных забросов.
В летний период прибрежная полоса более или менее плотно зарастает травой, которую тоже нельзя игнорировать. Конечно, воблером лучше обвести водоросли, а не собирать их тройниками, однако и дистанцироваться от травы не стоит, так как рыба к ней тяготеет.
Встречаются еще объекты антропогенного происхождения. Среди них бывают и колеса от камаза, и сброшенные в реку макрообломки бетонных плит, и, что привлекательнее, ряды (частокол) укрепляющих прибрежный участок дна свай. Они формируют этакую ступеньку с резким скачком глубины примерно от 0,5 м до 1 м с небольшим. Окунь под этот ступенькой любит дежурить, да и судак тоже иногда выскакивает из-под нее.
Рыба, атакующая воблер у самых ног – наиболее зрелищный момент воблерной рыбной ловли на набережной. Довольно нередко бывает так, что судак или окунь выскакивает за воблером почти к самой бетонной стенке, однако мажет. Затем чего или неспешно уходит куда-то недалеко в темную воду, или остается тут же на отмели. В обоих случаях есть довольно неплохие шансы эту рыбу доловить. В случае, если она пошла в глубину, то. Не мешкая, кидаем воблер так. Чтобы провести его навстречу рыбе. В случае, если же рыба задержалась на месте, быстро смещаемся примерно на 5 м в сторону и забрасываем приманку так. Чтобы она прошла в 1 м от нее. Прогноз на атаку достаточно благоприятный.
Захламленная прибрежная зона городских рек чревата повреждением удочки, потерей приманки и рыбы. Чтобы рыбная ловля оказалась не слишком убыточной, надлежит придерживаться последующих простых правил.
Не увлекаться тонкими шнурами. Дальний заброс не нужен, по этой причине стоит поставить плетенку с реальным тестом не ниже 4-5 кг. Что позволит продрать часть зацепов. В случае, если зацеп все же случился, лучше не дергать и не тянуть, а попробовать освободить воблер методом лука, описанным в одной из моих статей в прошлом году.
В особо проблемных местах не стоит рисковать дорогостоящими японскими воблерами а лучше воспользоваться аналогичными Китайскими.
Принципиальное отличие ловли здесь от рыбной ловли в каменных джунглях – в позиции, занимаемой рыболовом. Здесь ноги располагаются на уровне моря (или даже чуть ниже уровня – в случае, если ловим взабродку). А не в нескольких метрах над ним. И сразу проявляются сложности, о которых и не задумывались в городе. Во-первых, это намного худший обзор, ведь эффект поляризационных очков тем слабее, чем ниже глаза находятся над водой. Во-вторых, травы в таких местах как правило больше, и обвести ее воблером бывает непросто. Впрочем, к неудобствам достаточно легко приспосабливаешься и ловишь в свое наслаждение.
Выбор воблеров для загородной рыбной ловли несколько иной. В этом случае производится упор на самые типичные крэнки, без переходных форм к минноу, правда, несколько меньшей глубоководности однако выраженно плавающие.
Фаворитом текущего сезона среди воблеров подобного типа для меня стал major graft zoner crank 55 S буква «S» в этом случае означает не sinking, как можно было бы подумать, a shallow, то есть не тонущий, а мелководный. Реальный рабочий горизонт воблера – около 1 м. Что для прямой проводки на умеренно заросшей акватории многовато, однако с проводкой возможны варианты. Я немало потратил времени на эксперименты, чтобы прийти к выводу о том, что крэнк-метровик в среднем провоцирует больше поклевок, чем воблер SSR класса, то есть сверхмелководник.
Еще из моделей крэнков я бы назвал AR lures 65S – это запоминающейся внешности фэт. Его указанный рабочий горизонт – 0.5 м. Однако в сущности воблер, как и предыдущий, на равномерной темповой проводке уходит на 1 м. Хорош и воблер из подписной- серии рика кланна lucky crafl RC 1.5. В этом случае нет смысла подменять японцев более дешевыми – Китайцами, поскольку воблеры на зацепах теряются редко: строительного мусора в загородной речке или деревенском прудике нет, а трава – не довольно опасна. Не надлежит скромничать и с выбором прочности шнура.
Схема ловли в значительной степени зависит от особенностей акватории. Она как правило двух типов. Это или идущая вдоль берега полоса травы с достаточно резкой внешней границей, или оставляет желать лучшего четкой границы нет. Просто ближе к берегу травы больше, а вдали ее становится меньше, однако она присутствует в виде пятен, островков, иногда выходящих на поверхность, иногда просто возвышающихся на фоне дна.
В первом случае щука тяготеет к линии раздела между полосой водорослей и чистой водой. Существенное большая часть поклевок приходится на эту достаточно узкую ленточку. Конечно, самое очевидное и правильное – выдвинуться к самой границе травы, чтобы удобно было провести воблер вдоль нее. Однако это далеко не всегда возможно: или высоты сапог не хватает, или дно топкое. По этой причине мы под углом перекидываем с существенным запасом (минимум на 10 м) полосу травы, загоняем воблер влубь, а когда он окажется на подходе к траве, останавливаем подмотку и даем воблеру всплыть. В случае, если он всплывает в 2-3 м от травы, даем ему секунду поваляться на поверхности, после делаем пару-тройку оборотов (воблер успевает немного занырнуть), и снова надлежит пауза.
Далее идет трава, однако тут действуем по ситуации. В случае, если до самого верха стена из травы, то вынимаем воблер для последующего забрасывания. В случае, если над травой еще есть слой воды, поднимаем вершинку повыше и довольно медленно волочим воблер поверх травы. Немало поклевок приключается именно в данный момент – щука хватает приманку снизу сзади. Поклевки могут быть и при всплытии воблера и даже в той фазе, когда он уже лежит без движения на поверхности. Последнее особенно характерно для окуня.
Во втором случае трава находится не только у берега, однако и на удалении, образно говоря, раскидана в шахматном порядке. Здесь необходимы хорошие поляризационные очки и воблер, заметный сверху, к примеру с белой спинкой. Плавающий крэнк-метровик отлично отзывается на перемены в скорости проводки. При проводке в среднебыстром темпе воблер надлежит на своем паспортном горизонте. А в случае, если, заметив подводный травяной холмик, замедляем проводку, воблер уже идет выше. Так происходит постоянно. То есть надлежит вести крэнк подстраиваясь под обстановку.
Щука какие-то другие приманки порой берет нежно, как бы слегка прикусывая. Крэнки же она, обычно, атакует довольно агрессивно. Как говорят глотает. Так что крэнк – хороший выбор для тех кто не любит полутонов и компромиссов.