Ловля на козу и чертика
В терминологии я склонен придерживаться старинной классификации: мормышка – один крючок, «коза» – два, «чертик» – три. Крючки, прикрепленные шарнирно у этой тройки, требуют отдельного внимания и могут существенно обогатить и разнообразить ловлю. Однако чтобы не допускать путаницы и придерживаться ясности изложения, я подразумеваю, что крючки в приманках мормышка, «коза» и «чертик» впаяны и закреплены жестко, без подвесных ингредиентов, допускающих свободное движение крючков отдельно от тела приманки.
В данной статье я делюсь собственным экспериментом применения приманки «коза» на севере рыбинского бассейна, в реках его водохранилища и в некоторых озерах Вологодской области. Ни в коей мере не претендую на обобщения. Однако, возможно, данный опыт пригодится читателям из иных регионов или частично дополнит их личную рыболовную практику.
Ловля на чертика
Так получилось, что на заре освоения безнасадочной ловли я значительную часть рыболовного времени уделил мормышке. К «чертику» долго присматривался, однако быстро нагнал упущенное, когда за несколько сезонов провел приблизительно две сотни исключительно «чертовых» рыбалок, о чем теперь с удовольствием рассказываю приятелям.
В среде рыболовов нередко приключается, что приманка, сразу «выстрелившая» успешно, моментально завоевывает симпатии и получает признание. В случае, если же вначале результаты скромны или их вовсе нет, мы долго не возвращаемся к этот приманке.
Мой дебют освоения «козы» не был исключением, хотя начался с поклевки килограммовой щуки, которая лишь на мгновение показалась в лунке и тут же обрезала леску. После наступил период разочарований. Мормышка переигрывала «козу», и я надолго забросил эксперименты. Возобновить их помог случай. Я рыбачил на озере в пик глухозимья. Рыба была пассивна. Изредка попадались на свежих лунках то окунек, то сорежка на мелкого, величиной со спичечную головку, чертика. Случайно, извлекая приманку подмерзшими пальцами из рыбы, я обломил один из трех крючков. Перевязывать не захотел и, лишь слегка подогнув оставшиеся «рога», продолжил ловлю. И тут, можно сказать, началось!
Лучшей проводкой тогда оказался быстрый подъем с плавными вертикальными покачиваниями. Черное, слегка вытянутое тело контрастно дополнял ярко-оранжевый кембрик на одном крючке.
Тем не менее замена «уродца» на «тоскующую» в коробочке полноценную «козу», схожую по форме и размеру, опять снизила результативность. Сравнивать «козу» с «чертиком» я не берусь. Полагаю, что в наших краях это разные приманки. Та рыбная ловля содействовала продолжению экспериментов с «козами».
Ловля на козу
По многообразию форм, размеров и цветов я склонен рассматривать «козу» как приманку, приближающуюся к мормышкам. По сути, она таковой и несомненно является. Второй, обычно симметричный, крючок у «козы» не увеличивает «зацепистость» приманки за рыбу, а вызывает дополнительные привлекательные колебания, создавая иллюзию шевеления лапок, усиков и иных ингредиентов водных насекомых. По способу крепления к леске в моей коллекции есть «козы» с колечком и с отверстием в теле. Некоторые мои знакомые рыболовы считают, что это не имеет принципиального значения. Мне же показалось, что «козы» с отверстием рыбе нравятся больше. Возможно, это наблюдение базируется на индивидуальных особенностях подачи приманки. По-моему, контролировать игру «козы» с впаянными крючками удается несколько лучше, когда она закреплена более жестко.
Благодаря смещенному центру тяжести средние, 6-10 мм, и крупные, более 10 мм, «козы» имеют возможность активно колебаться без излишней игры кивком. Подача мелких приманок, 5 мм и менее, абсолютно зависит от проводки кивком, и личная игра у этот «козы» не выражена. Считаю, что подсадка на козе играет важную роль в ее уловистости. Практика показала, что лучше работает при-манка, когда украшение, к примеру кембрик, находится на одном из двух крючков. Иногда я оставляю крючки голыми, однако сверху на леску надеваю свободно скользящий бисер. Нередко довольно результативным оказывается украшение одного крючка среднего размера бусиной. Тогда «коза» как бы прихрамывает, глубже заваливаясь при проводке на один бок, и таким образом провоцирует рыбу на поклевку. В случае, если бусины уже при производстве приманки надевают сразу на оба цевья крючков, это только придает приманке больший размер, немного изменяет форму и дополняет цвет. Такую «козу» легко заменить уловистой безнасадочной мормышкой (той же «Уралкой» или «муравьем»), без потери качества, а возможно даже с большей пользой, особенно когда ловят в стоячей воде. И лишь во время глухозимья, когда рыба настолько пассивна, что приходится придавать значение любой мелочи (к примеру, наличие второго крючка), «коза» может ненадолго активизировать клев. Да и в данном случае я не склонен делать поспешные выводы, так как чистота эксперимента нарушается зависимо от времени, освещенности, способа проводки и т.п.
Особенности игры
В условиях ловли на водохранилище или на озерах приемы подачи «козы» не отличаются от набора уловистых проводок, применяемых для мормышек. Те же серии из двух-трех сверхактивных проводок с высокой частотой, сменяющихся одиночной затяжной и плавной, приносили поклевку.
Или, наоборот, затем плавной серии одиночный активный подъем провоцировал атаку. Когда украшен один из крючков на «козе», при сверхбыстрой проводке рыба чаще попадается на крючок с подсадкой, а при вялой и медленной – на голый, неукрашенный.
Река с ее умеренным течением привносит разнообразие. Однако и тогда приемы подачи приманки на практике те же, что и при игре мормышкой: размеренные плавные покачивания с одновременным небыстрым подъемом. В наших краях «коза» как отдельная приманка, а вернее, как разновидность «чертика» может применяться в тех водоемах, где имеется устойчивый зимний клев подлещика. Приемы проводки такие же, как и для «чертика»: «пила», «елочка», плавный равномерный подъем и т.д. Получается, что, по большому счету, «козе» нет места в моих коробочках, поскольку устойчивого клева подлещика в зимний период я в северной части рыбинского бассейна не наблюдал.
Замена и дополнение
На рыбалке нередко приключается так, что мы находим отличную уловистую лунку, быстро вытаскиваем пять, а то и десять приличных окуней или несколько зачетных экземпляров сороги, и клев обрывается. Выловив активную рыбу, мы еще раз беремся за ледобур, чтобы просверлить последующую лунку. Когда идет поиск, когда требуется «зацепиться» за рыбу или осуществляется разведка для будущих рыбалок, такая стратегия представляется наилучшей. Однако в случае, если моей целью на сегодняшний день несомненно является перехитрить рыбу которая, как я точно знаю, здесь есть, предпочитаю разрабатывать лунку, применяя весь «мормышечный арсенал». Подолгу засиживаюсь на лунке, меняя проводку и приманку. И вот тут-то «коза» может прекрасно себя показать, что происходило не раз. К примеру, я поймал «чертиком» несколько окуней, после получил пару холостых подсечек, и наступило затишье. Теперь я спешу подать «козу» активной проводкой, производя пять-семь колебаний в секунду. Такая тактика способна спровоцировать поклевку осторожной крупной одиночной рыбы или возобновить клев стаи. «коза» как правило и основным раздражителем, когда затем нескольких проводок я заменяю ее мормышкой или «чертиком».
И тут важно понимать, что холостые проводки «козы» или чего-то еще на самом деле таковыми не считаются, а создают условия для нанесения удара другой приманкой. Зависимо от сегодняшних рыбьих предпочтений «ударные» и «фоновые» приманки могут меняться местами.
Отлично зарекомендовала себя «коза» в «окнах» среди водных растений при ловле на озерах. Когда затем нескольких пойманных на мормышку окуней клев прекращался, я предлагал «козу», и она активизировала клев после наступало привыкание рыбы к козе, и я еще раз переходил на мормышку.
Коза как правило и отличным дополнением к «чертику» в качестве верхней приманки, когда создается «паровоз» – две приманки на одной вертикали. Особенно хорошо он работает в самый глухой зимний период.