Виды якорей и их использование

Существует много легенд о необыкновенных свойствах различных конструкций якорей. Насколько они правдоподобны? Какой из известных якорей выбрать? Рассмотрим наиболее популярные виды якорей, их достоинства и недостатки, тем не менее нужно понимать, что универсальных рекомендаций быть не может.

Адмиралтейский якорь

Виды якорей и их применение

Адмиралтейский якорь наиболее приспособлен ко всем видам грунта, хотя и не обладает самой большой удерживающей силой, так как, в отличие от иных конструкций, цепляется за дно не двумя, а только одной лапой. Для любительских рыбацких лодок предназначены модели массой 5; 10 и 12 кг, которые бывают установлены на суда водоизмещением более 1000 кг. Конструкция подобного якоря предполагает отдачу, обычно, вручную. Он как правило установлен с использованием томбуя на тросе-буйрепе, отмечающем положение якоря. В случае, если якорь застрял и поднять его за якорный канат не удается, весьма потянуть за буйреп, чтобы он освободился. В качестве томбуя рыболовы нередко можно использовать кусок пенопласта или пустую пластиковую бутылку. Применение этого якоря на маломерных судах нецелесообразно из-за его громоздкости.

Якорь холла

Виды якорей и их применение

Якорь холла – веками проверенная классика. Разработанный англичанином холлом, он являлся лидером по скорости зацепа за грунт и был наиболее распространен в XX веке. Правда, на сегодняшний день его со временем вытесняют более совершенные конструкции. Для надежной фиксации представленный якорь отдают с ходу. При его движении на канате по дну лапы поворачиваются книзу, вместе с тем происходит прочен захват грунта. Якорь холла, обычно, бывает сделан из чугуна. По его принципу изготавливают огромное количество аналогов, тем не менее не все из них стоит применять.

Якорь-плуг

Виды якорей и их применение

Не слишком нередко, однако все же он встречается в продаже. Хорош тем, что имеет держащую силу до 25 кг на каждый килограмм собственной массы. Правильно подобранные геометрия, конструкция и масса якоря обеспечивают хорошее заглубление при любом варианте падения на грунт, однако лучшие результаты он показывает на мягких грунтах. Его геометрия подходит для размещения на больших катерах водоизмещением свыше 3000 кг, оснащенных электромеханической якорной лебедкой. Постановка подобного якоря предполагает обязательное наличие буйрепа. Однако с извлечением нередко возникают проблемы. Применять его на маломерных судах нецелесообразно.

Якорь-кошка

Виды якорей и их применение

Еще одна распространенная категория якорей, которая, хотя и не относится к «признанному типу»», все же имеет право на существование. В маломерном флоте данный якорь получил достаточно большое распространение, так как несомненно является самым компактным и подходит на практике для любых грунтов. Он легко складывается и занимает мало места при транспортировке, однако на этом его достоинства заканчиваются. Его можно рассматривать только в качестве вспомогательного из-за незначительной держащей силы. С ним удобно якориться за берег, заросший камышом, с успехом его используют для траления при поиске утопленных снастей, однако в качестве надежного основного якоря, тем более на течении, использовать нельзя. Изготавливается из чугуна или стали и, обычно, бывает оцинкован. Складывающиеся лопасти легко раскладываются, тем не менее этим якорем можно повредить надувную лодку. В торговой сети предлагаются якоря массой от 1,5 до 12 кг с дискретностью 0,5 кг. Для лодок водоизмещением 200-400 кг весьма якоря-кошки массой 4-5 кг.

Бесштоковые якоря

Виды якорей и их применение

Многих указанных недостатков лишены современные бесштоковые якоря. Они компактны, не имеют деталей, за которые на дне может зацепиться якорный трос, а главное – располагают большой держащей силой.

Якорь дэнфорта гарантирует до 50 кг держащей силы на каждый килограмм собственной массы. Это достигается благодаря его способности зарываться в грунт на глубину, в три-четыре раза превышающую длину лап. Однако и такие якоря не лишены недостатков. Глубоко зарываясь в мягкий песчаный грунт, на галечном дне дэнфорты низшей весовой группы движутся скачками. Из-за тонких лап большой площади эти якоря планируют в толще воды и ложатся в стороне от места отдачи. Даже легкий якорь так глубоко зарывается в грунт (забирает), что часто его бывает трудно поднять вручную.

«непотеряйка»

Виды якорей и их применение

Недавно на рынке возникли якоря «непотеряйка» разработанные на основе патентов якорей дэнфорта и матросова. Благодаря продуманным расчету длины веретена и лап, расположению центров площадей лап от оси вращения веретена, расстоянию между центрами площадей лап, углу атаки, углу отворота и площади лап данный якорь обладает достаточно внушительной держащей силой. Похожие якоря со скользящим составной частью, закрепленным на цевье якоря фалом, известны уже много лет. Тем не менее для их эффективной работы нужно было подгружать цевье куском тяжелой цепи, что вело к увеличению массо-габаритных характеристик.

Производитель «непотеряйки» при проектировании эти недостатки учел и выпускает линейку якорей массой 3; 4,2 и 6,5 кг.

Ноу-хау состоит в том, что на конце цевья установлен компактный груз, прижимающий его ко дну. При постановке якоря происходит зацепление за грунт лапами, отклоняющимися от оси веретена. Вместе с тем ограничители, установленные на втулке, не дают возможность лапам отклониться более чем на заданный угол. При зацеплении лап за твердый предмет на дне водоема такая конструкция якоря всегда позволит извлечь его. Для этого нужно маневрированием плавучего средства обеспечить заход со стороны, противоположной забросу якоря. Утяжелитель, установленный на верхнем конце веретена, удерживает якорь в максимально возможном горизонтальном положении. Под действием тягового усилия направленного противоположно тому, которое якорь испытывал при удержании плавучего средства, подвижный кольцевой компонент скользит вдоль веретена якоря к его нижнему концу; вместе с тем точка приложения тягового усилия изменяется и лапы якоря выходят из зацепления. Отсутствие острых кромок даёт возможность применять этот якорь, для начала, при эксплуатации надувных лодок, а складывание в плоскость гарантирует легкую и удобную транспортировку и хранение.

Якорь-присоска

Виды якорей и их применение

Еще одна интересная новинка – якорь-присоска. Глядя на него, трудно понять, что это такое, однако, в случае, если прочитать соответствующую надпись на нем, становится ясным его предназначение.

Вы когда-нибудь пробовали поднять с песчаного дна тарелку, лежащую вверх дном, особенно в случае, если тарелка чугунная? Данный якорь состоит как бы из двух таких тарелок, соединенных донышками, а соотношение габаритных размеров всегда гарантирует его приземление на одну из двух вогнутых сферических поверхностей. По этой причине на илистом или песчаном грунте удерживающая сила его возрастает в несколько раз.

Боковая вогнутая поверхность несомненно является дополнительным грунтозацепом при заилИвании и служит местом для намотки якорного фала при хранении. Для разных условий эксплуатации предусмотрены резервные точки крепления фала: отверстия и перемычки со стороны присасывающих поверхностей.

Якорь обработан по современной технологии термополимерного покрытия, предотвращающего коррозию металла. Комплектуется фалом длиной 25 м российского производства и транспортной сумкой. Габаритные размеры якоря: 220x220x70 мм; масса – 4 и 5 кг. Таким якорем уж точно лодку не повредишь!

Якоря. Виды и условия применения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»